Типы и формы государства
Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономиче- ской формации. |
Мы рассмотрим понятие «тип государства» с позиции форма- Iтонного подхода, под понятием же «форма государства» будет рассматриваться, по сути дела, форма правления.
С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства:
для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии: Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; Римская империя) и республики (арис- тократические, например Римская в период с VI по I в. до н. э., и демократические, например Афинское государ- ство);
для феодального типа — монархии (раннефеодальная, мо- нархия периода феодальной раздробленности, сословно- представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.);
для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституци- онные (ограниченные) монархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и рес- публики народной демократии.
27
Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т. е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя, например, представить себе рабовладельческое государ- ство в форме демократической республики с представительны- ми общенациональными учреждениями.
Конкретная форма государства предопределяется исто- рическим типом государства. Но, кроме того, она зависит и от других факторов:
уровня экономического развития общества;
соотношения различных сил в обществе;
национальных и культурных традиций;
международной обстановки и т. п.
Следовательно, тип и форма государства соотносятся как со- держание и форма, где определяющую роль играет, естествен- но, содержание.
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государст- венного устройства и политический режим. |
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в го- сударстве, то категория «форма государства» отвечает на во- прос: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено на- селение на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с го- сударством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
На форму государства влияют как социально-экономиче- ские факторы, так и природные, климатические условия, нацио- нально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.
Элементами формы государства выступают:
1 форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаи- моотношения друг с другом и населением; в зависимости от осо- бенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);
28
форме государственного устройства государства делятся на уни- тарные, федеративные и конфедеративные);
3 политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления го- сударственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают де- мократический и антидемократический политические (государ- ственные) режимы).
Формы государственного правления
Форма государственного правления — это элемент формы го- сударства, характеризующий организацию верховной государ- ственной власти, порядок образования ее органов и их взаи- моотношения с населением. |
По формам правления государства подразделяются на монар- хии и республики. Признаки монархии:
власть передается по наследству;
осуществляется бессрочно;
не зависит от населения.
В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает пост по наследству независи- мо от избирателей или представительных органов власти.
Разновидности монархии:
абсолютная монархия — всевластие монарха, т. е. гла- вы государства;
конституционная монархия — полномочия монарха ог- раничены конституцией.
Различают монархии:
дуалистическую (монарх наделен преимущественно ис- полнительной властью.и лишь частично законодательной);
парламентскую (хотя главой государства считается мо- нарх, он фактически обладает только представительскими функциями и лишь частично исполнительными, иногда он имеет право вето на решения парламента, которым прак- тически не пользуется).
29
а не монарху. Монархия сохраняется во многих европейских государствах: Великобритании, Швеции, Дании, Испании и др.Фактически эти государства мало отличаются от республик.
Республика — вторая основная форма правления государст- ва. Источник власти — народное большинство, ее высшие ор- ганы избираются гражданами.
Разновидности республик
Парламентская. Ее главная отличительная черта — обра- зование правительства на парламентской основе (как правило, парламентским большинством) и его формальная ответствен- ность перед парламентом.
Функции парламента: формирует и поддерживает пра- вительство, издает законы, принимаемые правительством к ис- полнению, утверждает (вотирует) государственный бюджет, осу- ществляет контроль над правительством вплоть до выражения вотума недоверия (это ведет к отставке правительства или рос- пуску парламента). Парламент оценивает политику правитель- ства и представляет альтернативные варианты курса.
Функции правительства: обладает исполнительной властью, иногда и правом законодательной инициативы. Правительство может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламен- та. Во многих странах членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата, что позволяет привлекать в правительство лидеров правящих партий и влиятельных депу- татов парламентского большинства. Благодаря этому правитель- ство может контролировать парламент и получать массовую пар- тийную поддержку.
При такой организации власти руководитель правительст- ва (премьер-министр, канцлер) — фактически первое лицо в по- литической иерархии, хотя главой государства официально не является. У президента более скромное место. Его избирает либо парламент, либо собрание выборщиков, либо народ. У не- го обычно представительские и церемониальные функции.
30
прямо народом, но может и коллегией выборщиков. Президент сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров. Кабинет министров ответственен перед президентом, а не перед парламентом. При такой организации высшей власти правительство, как правило, отличается стабильностью, четко- стью разграничения законодательной и исполнительной власти, которые имеют значительную самостоятельность. У парламента нет права вынесения вотума недоверия правительству, а у пре- зидента — права распустить парламент. Такое допускается толь- ко в случае антиконституционных действий или преступлений президента, тогда он может быть отрешен от должности (импичмент). Ограничение действий президента со стороны парламента возможно с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент имеет право отлагательного вето на решения парламента. Президентская республика в Западной Европе не получила распространения.
Полупрезидентская (или смешанная) республика — тре- тья основная разновидность республики. В современных ус- ловиях полупрезидентскими республиками являются Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция. Сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. При такой форме правления президент как глава государства председательствует на заседаниях правительства, а также выступает арбитром ме- жду законодателями и правительством. Самая отличительная черта полупрезидентской республики — двойная ответствен- ность правительства — перед президентом и перед парламентом.
Классический образец полупрезидентской республики — Франция, где президент и парламент избираются независимо друг от друга. В этой стране парламент не имеет права сместить президента. Президент обладает правом распустить парламент, но он обязательно должен назвать дату внеочередных парла- ментских выборов.
Функции президента: глава государства, верховный главно- командующий, представитель страны в международных воп- росах. Ему принадлежит право вето на решения парламен- та, единоличного введения чрезвычайного положения. Однако в период его действия президент утрачивает право на роспуск парламента. Глава правительства в такой республике назначает- ся президентом без согласия парламента, с учетом расклада по- литических сил. Правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, он ответственен за работу правительства.
31
Парламент контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета или вынесения вотума недоверия.
- Учебника для вузов в.И. Щепетев
- Оглавление
- Глава I. Общие положения 11
- Глава II. Образование русского государства.
- Глава III. Управление на Руси в период феодальной
- Глава IV. Государственное управление Россией
- 3. Государственное управление в России в XVI в. ……………………………………111
- Глава V. Государственное управление Россией в XVII в ...137
- Глава VI. Государственное управление Россией в XVIII в ...165
- 4.Управление в Российской империи в конце XVIII в ………………...205
- Глава VII. Государственное управление Российской империи
- Глава VIII. Российское государственное управление
- Глава IX. Государственное управление в России
- Глава X. Государственное управление Россией
- Глава XI. Развитие государственного управления
- Глава XII. Российское государственное управление
- Введение
- Глава I общие положения
- 1. О государстве
- 2. Теории возникновения государства
- Теологическая теория
- Патриархальная теория
- Договорная теория
- Теория насилия
- Органическая теория
- Материалистическая теория
- Психологическая теория
- 3. Понятие государства Признаки государства
- Атрибуты государства
- Функции государства
- Формы и методы осуществления функций государства
- Типы и формы государства
- Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
- Политический (государственный) режим: понятие и виды
- Механизм государства: понятие и структура
- Органы государства: понятие, признаки, виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Место и роль государства в политической системе общества
- 4. Власть и государство
- Вопросы для повторения
- Глава II образование русского государства. Становление государственного управления
- О древних славянах
- Общественный строй и начало формирования государственного управления (IX—X вв.)
- Вера на Руси
- Государственное управление Киевской Руси
- Вопросы для повторения
- Глава III управление на руси в период феодальной раздробленности
- 1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления
- Управление Владимиро-Суздальским княжеством
- Управление Галицко-Волынским княжеством
- Управление в Новгородской республике
- 2. Управление на руси в период монголо-татарского нашествия Образование государства у монголов
- Завоевательные походы
- Система управления Золотой Орды завоеванными землями
- 3. Развитие государственного управления на руси в XIV—XV вв.
- Начало объединения Руси под властью московских князей
- Вопросы для повторения
- Глава IV государственное управление россией в конце XV—XVI в.
- 1. Предпосылки создания централизованного управления государством
- 2. Развитие государственного управления
- Городское управление
- Церковное управление
- Создание единой правовой и судебной системы
- Атрибуты государственности
- 3. Государственное управление в россии в XVI в. Социальный строй Московского государства в XVI в.
- Елена Глинская и боярское правление
- Правление Ивана IV Грозного
- Боярская дума
- Местное управление
- Военное управление
- Отношения государства и церкви
- Развитие законодательства
- 4. Концепции развития централизованного государственного управления в россии в XV—XVI вв.
- Глава V государственное управление россией в XVII в.
- Боярская дума
- Приказы
- Местное управление
- Государственное управление Россией в период Смутного времени
- Для государственного управления
- Влияние изменений государственного управления на общественные отношения в XVII в.
- Изменения в титуле и обрядности власти
- Вопросы для повторения
- Глава VI государственное управление россией в XVIII в.
- 1. Государственное управление в россии в первой половине XVIII в. Петр I
- Высшие органы власти и управления
- Изменения в судебной системе
- Реформа местного управления
- Реформа городского управления
- Реформа армии и военного управления
- Влияние государственного управления на общественные отношения при Петре I
- 2. Государственное управление в россии во второй четверти XVIII в.
- Причины дворцовых переворотов. Борьба за власть
- Рост привилегий дворянства и усиление крепостного права
- Вопросы для повторения
- 3. Особенности государственного управления в россии во второй половине XVIII в.
- Реформа центрального управления
- «Учреждение губерний Российской империи» (областная реформа 1775 г.)
- Дворянское самоуправление
- Развитие системы законодательства
- 4. Управление в российской империи в конце XVIII в.
- Государство и церковь
- Итоги преобразований XVIII в.
- Вопросы для повторения
- Глава VII
- 2. Государственное управление при александре I
- Государственный совет
- Министерства
- 3. Государственное управление российской империи при николае I
- Российское чиновничество при Николае I
- Местное и губернское управление
- Полицейское управление
- Сословные учреждения. Финансовые и административно- хозяйственные органы
- Управление крестьянами
- Укрепление дворянского сословия
- Цензура и контроль над образованием
- Идеи декабристов о государственном устройстве
- Кодификация законов и реформирование судебной системы
- Управление присоединенными территориями
- Вопросы для повторения
- Глава VIII российское государственное управление во второй половине
- 1. Александр II. Реформы и особенности государственного управления
- Крестьянская реформа
- Реформа государственного управления
- Земская (1864) и городская (1870) реформы
- Судебная реформа 1864 г.
- Реформа армии и военного управления
- Реформа образования
- Финансовые реформы
- Органы управления крестьянами
- Итоги реформ
- 2. Государственное управление россией в период царствования александра III
- Городская контрреформа
- Политика в области просвещения
- Отношение к дворянству
- Управление экономикой страны
- Изменения в земском управлении
- Тенденции развития права
- Глава IX государственное управление в россии в начале XX в.
- 1. Государственное управление при николае II
- Россия в начале XX в.
- Изменения в управлении российской экономикой сю. Витте
- Государственное управление
- Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства
- I Государственная Дума
- II Государственная Дума
- Третьеиюньская монархия. III Государственная Дума
- IV Государственная Дума
- Значение столыпинской аграрной реформы (1906—1910) для государственного управления
- Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
- 2. Государственное управление россией в период революций 1917 г.
- Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России
- Государственное управление Россией после Февральской революции
- Изменения в государственном строе
- Вопросы для повторения
- Глава X государственное управление россией в советский период
- 1. Создание советского государства. Становление и развитие советского государственного управления
- 24 Октября Не получив опровержения, Керенский начал наступление
- 25 Октября Утром Керенский выехал из Петрограда в Псков, в штаб
- II Всероссийский съезд Советов. Создание нового правительственного аппарата
- Учредительное собрание
- Учредительное собрание (присутствовали 707 депутатов)
- 3 (Объединительный) съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
- Первые преобразования советской власти
- Государство и церковь
- Становление однопартийной системы в России
- Конституция рсфср 1918 г. — первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
- Система органов государственного управления в период Гражданской войны
- Управление государством в период политики «военного коммунизма»
- Создание Рабоче-крестьянской Красной армии
- Становление системы советских судебных органов
- Чрезвычайные органы государственной власти
- Создание советской милиции
- 2. Система управления советским государством в 1920—1941 гг. Государственное управление в период нэПа
- Формирование режима личной власти Сталина
- Образование ссср
- Конституция ссср 1924 г. Формирование органов власти
- Изменение государственного управления в период отмены нэПа
- Государственное управление в период коллективизации и индустриализации страны
- Реформа военного управления
- Изменение судебной системы в 1922—1926 гг.
- Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (вчк — гпу — огпу) и милиции
- Развитие системы права
- Советский тоталитарный режим в 30-е гг. XX в.
- Изменение государственного управления после Конституции 1936 г.
- Реформа военного строительства и управления
- Реформирование управления органами суда, прокуратуры и государственной безопасности
- 3. Особенности государственного управления в годы великой отечественной войны
- Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941—1945)
- Реформа управления вооруженными силами (1941—1945)
- Глава XI развитие государственного управления в послевоенный период
- 1. Кризис власти и первая попытка
- Реформирования тоталитарного государственного механизма ссср (1945 — начало 60-х гг. XX в.)
- Высшие органы власти
- Реформы государственного управления
- Реформа управления вооруженными силами
- Особенности развития органов государственной безопасности
- Послевоенное развитие советского законодательства
- 2. Российское государственное управление в середине 60-х — первой половине 80-х гг. XX в.
- Персонализация власти и социальная структура советского общества
- Конституция ссср 1977 г. Изменения в государственном управлении
- Реформа управления вооруженными силами
- Кодификация законодательства
- 3. Ю.В. Андропов. Попытки реформирования государственного управления. К.У. Черненко
- Вопросы для повторения
- Глава XII российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- 1. Совершенствование системы государственного управления 1985—1993 гг.
- Лозунги новой политики м.С. Горбачева
- Основные направления реформирования политической системы
- Кризис государственного управления. Распад ссср и создание снг
- Внешнеполитическое управление 1985—1991 гг.
- 2. Российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- Судебная власть в России
- Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти
- 31 Декабря 1999 г. Президент России б.Н. Ельцин объявил о том, что он слагает свои полномочия и пе- редает их премьер-министру страны в.В. Путину.
- 26 Марта 2000 г. Президентом Российской Федера- ции был избран в.В. Путин. Вопросы для повторения
- Хронология
- Великие князья, цари, императоры, премьеры, генсеки, президенты
- Основные политические партии россии в конце XIX — начале XX вв.
- Образование и численность профессионально-политических союзов, входивших в состав Союза союзов
- Россия и запад в XIX — начале XX вв. Среднемесячный заработок чернорабочего (1904):
- Потребление главнейших продуктов (кг) на душу населения (1911)
- Основные показатели России, сша и Англии в 1896—1912 гг.
- Сравнение денег русских и иностранных
- Развитие железнодорожного строительства в России в 1861—1895 гг.
- Сословный состав учащихся средней школы в 1833—1885 гг. (%)
- Население российского государства
- Российское городское население
- Территория российской империи
- Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в. Председатели Государственной Думы (представительного законодательного учреждения царской России в 1906—1917 гг.)
- Председатели Совета министров (правительства России в 1905—1917 гг.)
- Главы Временного правительства в 1917 г.
- Органы управления и руководители советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Название должности главы государства по Конституции
- Название главы правительства Советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Главы государства
- Цик ссср (1923—1938) Председатели цик От рсфср
- От усср
- Секретари цик
- Председатели вцик ссср
- Главы Советского правительства (с указанием должности)
- Председатели Верховного Совета рсфср
- Председатели Совета министров Российской Федерации
- Преемственность российской государственности
- Конституции (основные законы)
- Столицы и резиденции россии
- Церковная власть Предстоятели русской церкви
- Литература