logo

Изменение судебной системы в 1922—1926 гг.

В 1922—1926 гг. была перестроена судебная система, учреж- дены адвокатура, прокуратура и нотариат, реорганизованы ор- ганы государственной безопасности и милиции.

В основу судебной реформы были положены идеи об учреж- дении институтов прокуратуры и адвокатуры, упразднении всех чрезвычайных судов и создании на демократических принципах единой системы судебных органов.

365

Начало преобразования было положено утверждением ВЦИК в мае 1922 г. Положений о прокуратуре и об адвокатуре. Проект закона об учреждении прокуратуры встретил при обсуждении серьезные возражения как сторонников так называемой «ре- волюционной целесообразности», выступавших вообще против

создания специального органа надзора за законностью, так и но которых работников органов власти, требовавших «двойного., подчинения прокурорских органов или же исключения общего надзора из ее функций.

В.И. Ленин в письме «О "двойном" подчинении и закон- ности» выступил против таких мнений и сформулировал прин- ципиальные установки организации и деятельности советской прокуратуры, в соответствии с которыми и было принято Поло- жение о прокурорском надзоре.

Согласно Положению прокуратура учреждалась «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интереса правильной постановки борьбы с преступностью». Сочетание в деятельности советской прокуратуры двух функций состави- ло одно из принципиальных ее отличий от дореволюционной российской прокуратуры.

В октябре 1922 г. ВЦИК утвердил положение о судоустрой- стве РСФСР, которое определило, что задачами советских судов являются:

во-первых, защита завоеваний пролетарской революции,

во-вторых, обеспечение интересов государства, а также прав трудящихся и их объединений.

Вместо действовавших ранее на территории Советской России общих судов и революционных трибуналов учреждалась еди- ная трехзвенная система, состоявшая из районного, областного (губернского) и Верховного Суда РСФСР. Вместе с тем «вре- менно» допускались специальные суды (военные и военно-транс- портные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особые трудовые сессии народных судов).

Основным звеном судебной системы стал районный на- родный суд, действовавший, как правило, в составе постоянно- го судьи и двух народных заседателей. Он должен был рассмат- ривать до 90% всех дел.

366

Областной (губернский) суд стал первой инстанцией по наиболее важным уголовным и гражданским делам и второй (кассационной) инстанцией для районных народных судов. Верховный Суд РСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности, кассационной инстанцией — для областных (губернских) судов. Кроме того, Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами республик. С этой целью он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давать разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

Предварительное расследование уголовных дел должны были осуществлять народные следователи, состоявшие при областных (губернских) судах и Верховном Суде РСФСР. Завершением преобразований судебных органов являлось учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда СССР, а также должности проку- рора Верховного Суда СССР.

Сложившаяся система судебных и прокурорских органов, а также адвокатуры и нотариата была закреплена в Основах су- доустройства СССР и союзных республик, принятых ЦИК СССР в октябре 1924 г.

Были приняты некоторые меры по реорганизации советской военной юстиции. Революционные военные трибуналы являлись практически ведомственными судами. Прежде всего, было не- обходимо ликвидировать эту организационную разобщенность. Положение о судоустройстве СССР от 1922 г. установило, что все военные судебные учреждения «действуют под общим конт- ролем и наблюдением Наркомюста и Верховного Суда СССР». Организация деятельности военных судов и надзор за ними возлагались на Военную и Военно-транспортную коллегии Вер- ховного Суда РСФСР. С утверждением Верховного Суда СССР руководство деятельностью военных трибуналов перешло к его Военной коллегии. С этого времени военные трибуналы стали общесоюзными судами. Военные коллегии Верховного Суда РСФСР были упразднены.

367

Органы военной прокуратуры были созданы одновременно с общей прокуратурой в 1922 г. Военные прокуроры учрежда- лись при всех видах трибуналов. Во главе военной прокуратуры находился помощник прокурора республики. После образования СССР органы военной прокуратуры были переданы в подчи- нение прокуратуре Верховного Суда СССР. С этого времени во- енная прокуратура стала представлять собой единую центра- лизованную систему во главе с прокурором Верховного Суда СССР и его помощником по Военной коллегии Верховного Суда СССР. В целом в результате судебной реформы в Советской России были сформированы некоторые демократические начала отправ- ления правосудия, образованы адвокатура и прокуратура, созда- на единая система судебных органов. Вместе с тем сначала временно, а с 1926 г. на постоянной основе сохранялись особые судебные органы в виде военных трибуналов. Кроме того, начиная с 1922 г. стали создаваться органы внесудебных репрессий в виде Особой комиссии НКВД РСФСР, Особого совещания ОГПУ СССР.