logo

Местное управление

Положение страны в годы Смуты постоянно ухудшалось, В целях усиления власти на местах губные и земские органы управления дополняются воеводами, присылаемыми из центра. В городах и их уездах назначаемые из московских приказов вое- воды совмещали в своем лице и военную, и гражданскую власть.

Воеводы назначались по воле и усмотрению царя вследствие челобитной, которую предварительно рассматривал один из дум- ных дьяков; само назначение шло через Разрядный приказ или через другой приказ, в ведение которого находилось данное вое- водство.

Воеводы имели обширный круг деятельности: «дела военные; дипломатические; финансовые и хозяйственные; заботы о достав- лении народу благосостояния; безопасность; дела судебные».

Назначение воевод (сменяемых через 1—2 года службы) осу- ществлял Разрядный приказ, но в служебно-административном отношении воеводы подчинялись тем приказам, в которых веда- лись соответственно их города.

В города, являвшиеся важными военно-административными или экономическими центрами, назначались два воеводы, из ко- торых один являлся старшим. Должностные лица, которые подчинялись воеводам, были следующие: письменные головы, городовые приказчики и городничие, осадные, засечные, стрелецкие, казачьи, пушкарские головы, ям- ские, становые, слободские, осторожные приказчики, приказчики при соляных озерах. Выборными должностями при воеводах были таможенные и кабацкие головы, целовальники, губные и земские старосты.

Центром и рабочим органом уездного управления была при- казная изба — воеводская канцелярия, во главе которой стоял дьяк или старший подьячий, с которыми, как с «товарищами» по управлению, воевода должен был решать все дела «заодин». В крупных и средних городах приказные избы возглавляли приглашавшиеся из Москвы дьяки или старшие подьячие « с приписью» (т. е. с правом подписи составлявшихся в избе до- кументов).

146

Низшую инстанцию городского управления составляли ста- росты, таможни, Померные избы, Пятенные палаты, Кружечные дворы, объезжие головы. Старостами были лица, заведовавшие сбором казенных податей; Померная изба взыскивала пошлины с измеряемых ею товаров; Пятенная палата свидетельствовала куплю и продажу лошадей и брала за это известные пошлины;

Кружечные дворы заведовали продажей горячих напитков; та- можня ведала всеми прочими, собиравшимися с товаров пошли- нами; объезжие головы заведовали делами полицейскими, каж- дый в назначенной ему части. Им подчинены были решеточные приказчики и земские ярыжки как низшие полицейские слу- жители.

Низшую инстанцию уездного управления составляли старос- ты и приказчики как блюстители общественного спокойствия и сборщики казенных денег.

Независимо от воевод в городах действовали особые чинов- ники для заведования делами о грабежах, разбоях и воровстве с поличным — губные старосты с подчиненными им целоваль- никами. Губные старосты, избиравшиеся жителями уезда и ут- верждавшиеся Разбойным приказом, должны были принимать меры к поимке воров, разбойников и поджигателей и произ- водить над ними следствие и суд. Но приговоров своих они не могли приводить в исполнение без утверждения Разбойного при- каза. Губные старосты отправляли свои дела в губной избе.

Воеводе в Разрядном приказе давался наказ, но ему дозволя- лось отступать от него в зависимости от обстоятельств; ему предписывалось поступать «как пригоже, по своему рассмот- рению и крайнему разумению, как Бог вразумит». Отношения воевод с центральной властью были часто чрезвычайно неопре- деленны. Воеводам предписывалось вообще «писать обо всем почасту», или писать «о великих делах», или «о делах, которые за чем вершить будет немочно», без означения самих дел. В то же время многие дела по местному управлению нередко произ- водились в центральных учреждениях. Само подчинение воевод московским приказам было чрезвычайно запутано. Запутанность отношений затрудняла управление, неопределенность прав чрезмерно усиливала власть воевод; но если, с одной стороны, это вело к злоупотреблениям, то с другой воеводы часто не имели достаточно сил для полного выполнения своих функций. В местном управлении в XVII в. также происходили существенные перемены. С середины XVII в. количество приказных изб резко увеличилось, что объяснялось расширением границ государства. Во вновь присоединенных районах создавались новые города-крепости. В конце XVII в. количество поселений городского типа составило около 300. В большинстве городов устанавливалось воеводское управление. К середине 70-х гг. повсеместно утвердился термин приказная изба. Возглавлял при- казную избу дьяк.

147

В местно управлении XVII в. назначаемый сверху воевода