2. Государственное управление при александре I
Развитие государственной системы в России в первой поло вине XIX в. в основном проходило по направлению дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарате В этот период усложнившиеся задачи государства потребовав создания новых высших правительственных учреждений с болев четкими подразделениями и функциями, результатом чего ста ло углубление специализации отдельных органов власти и ум равления.
Соответственно усложнялась внутренняя организация правительственных учреждений: их структура становилась разветвленной и многоступенчатой, многочисленные подразделения вели обширное делопроизводство. Между центральными и местными учреждениями устанавливались более тесные связи в России впервые появились ведомства.
Россия этого периода оставалась абсолютной монархией. Император возглавлял систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. Однако монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации» что характерно для всех традиционных обществ, а как хранитель законности. В это время укрепляется тенденция, берущая начало в петровские времена, согласно которой закон постепенно занимает место обычая и традиции. Игнорирование и неуважение к закону начинают трактоваться как преступление.
216
Носителями высшей власти в России в первой половине XIX в. Ныли Александр I и Николай I.
Александр I (1771 —1825), старший сын Павла I вступил на престол в 1801 г. Его политические взгляды и реформы государственного управления, проведенные в соответствии с ними, многом были определены его характером и полученным воспитанием. В детстве Александр I по воле Екатерины II Выл почти изолирован от своих родителей. Необходимость с раннего возраста жить на два дома — изысканно-европейский бабушкин и казарменно-солдатский отцовский — привела к тому, что у Александра I сформировалась подозрительность. Но он был умен, хорошо образован, обладал незаурядными дипломатическими способностями, прекрасными манерами и считался наиболее любезным европейским государем своего Времени. Непосредственным учителем и воспитателем Александра I был швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, поклонник идей Просвещения, стремившийся воспитать в будущем императоре России уважение к политическим свободам и отвращение к деспотизму. Царствование Александра I можно условно разделить на два периода, границей между которыми будет Отечественная война 1812 г. Это деление вызвано не столько резким поворотом во внутренней политике правительства (как считалось ранее, от ли- берального реформирования к реакции), а скорее отношением общества к правительству. Если в первый период правительство пользовалось поддержкой общества в проведении реформ, то второй период ознаменовался деятельностью тайных организаций, которая в итоге привела к восстанию декабристов.
В манифесте о своем восшествии на престол Александр I обе- щал установить законность в управлении, справедливость в су- де, заботиться о благосостоянии своих граждан. Вслед за этим Александр отменил наиболее одиозные запреты своего отца, например в одежде, дал широкую амнистию осужденным, возвратил опальных вельмож и чиновников, удалил любимцев Павла, разрешил ввоз иностранных книг, снял запрет на выезд за границу, декларировал уничтожение Тайной экспедиции, скомпрометировавшей себя чрезмерной жестокостью, и т. д. Он восстановил Жалованную грамоту дворянству во всем объеме, разрешил дворянские выборы в губерниях. Эти указы, однако, не могли устранить недостатков в управлении страной.
Дезорганизация центральных органов управления, падение авторитета и роли Сената, казнокрадство чиновничества,
217
запутанность законодательства — все это требовало широкой реформы государственного управления.
В среде столичного дворянства, которое формировало ществечное мнение того времени и способно было влиять деятельность правительства, обозначились три основным течения.
1 Сторонники незыблемости принципа самодержавия,
выступавшие против каких-либо серьезных политических и циальных реформ. Однако в начале нового царствования эта партия почти никак себя не проявила — слишком жива была память о предыдущем самодержце.
2 Так называемая сенатская партия, или партия «ста риков», состоявшая в основном из вельмож екатерининского времени, выступала за восстановление былого величия и авто ритета Сената как органа, наиболее полно представлявшего ин тересы дворянства.
3 Либеральное течение выступало за широкие государств венные реформы в «духе времени». Однако ясного представле ния о содержании этих реформ оно не имело. Свои надежды эта группировка возлагала на монарха и ту просвещенную бюрокра тию, которая, по ее представлению, должна была его окружать
Александр I попытался использовать все три течения в среде дворянства для проведения необходимых преобразований государственного строя.
В марте 1801 г. был создан Непременный совет — совеща- тельный орган при императоре из 12 человек для обсуждения важнейших государственных вопросов. Он был основой сторон- ников первого течения и не сыграл серьезной роли в российской администрации. Представители сенатской группировки были вы- двинуты на важнейшие административные посты.
Основная же работа по подготовке реформ проходила в так называемом Негласном комитете, представлявшем либеральное течение и начавшем свои заседания в июне 1801 г. Это был кружок молодых друзей императора, в него вошли предста- вители высшей знати — граф П. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, двоюродный брат Александра Н. Новосильцев и граф В. Кочубей.В первой половине своего царствования Александр I проводил либеральную политику. Показательно, что в этот период целый ряд влиятельных сановников желали проведения либеральных реформ, в определенной степени ограничивающих власть монарха. Так, князь А.А. Безбородко, Н.И. Панин,
218
граф П.А. Зубов, адмирал Н.С. Мордвинов, граф В.П. Кочубей призывали императора к уважению изданных законов, высказывались за разграничение властей. В руках императора должна рыла быть сосредоточена исполнительная власть, а законодательную власть полностью должен был получить Сенат; они предлагали возвысить роль Сената и настаивали на выборности его членов дворянскими собраниями. Более того, в высших аристократических кругах раздавались голоса о необходимо- сти введения конституции в России. Так, граф СР. Воронцов, русский посол в Лондоне, писал, что Россия слишком обширЕна, что государь, будь он хоть вторым Петром Великим, не мо- Жет все делать сам при существующей форме правления без Конституции, без твердых законов, без несменяемых и независимых судов.
Александр I не хотел конфликтов с представителями высшего дворянства, но не разделял полностью их взглядов. Так, уже в 1801 г. он, высказывая свое мнение по поводу возможных реформ, заявил, что они должны быть «исключительно делом самого императора и никого другого» и что «реформа администрации предпочтительнее конституции».
Эти идеи Александра легли в основу всей политики реформ 1801 — 1811 гг.
В этот период петровские коллегии, ликвидированные при Екатерине и восстановленные при Павле I, были заменены на девять министерств. Учреждался Комитет министров как орган для координации деятельности всех министерств. Указом 1802 г. Сенат был объявлен высшим административным, судебным и контролирующим органом империи. Его состав назначался императором из числа высших чиновников. Расширены были права светского обер-прокурора Святейшего Синода. Высшее духовенство уже не собиралось на заседания, а вызывалось на них по усмотрению обер-прокурора. Роль совещательного органа при императоре с 1810 г. стал выполнять Государственный совет.
Для организации его деятельности создавалась Собственная Его Императорского Величества канцелярия во главе с го- сударственным секретарем.
Созданная система высших государственных органов просуществовала на протяжении всего XIX в. с небольшими изменениями. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл ММ. Сперанский (1772—1839).
219
С перанский начал свою службу еще при Павле I. В начале царствования Александра Сперанский был привлечен к подго- товке документов Негласного комитета, в котором его покро- вителем стал В. Кочубей. С распадом Негласного комитета Ко- чубей, отошедший от дел, стал посылать Сперанского вместо себя с докладом государю. Хороший слог и умение ясно излагать мысли привлекли внимание Александра. Сперанский сделался, директором одного из департаментов Министерства внутренних дел, а в 1808 г. был назначен членом комиссии для составле- ния законов и помощником министра юстиции.
В 1808 г. Александр поручил Сперанскому разработку плана государственных преобразований. Сперанский приступил рабо- те. Его проект, законченный к 1810 г., был радикален для своего времени. Во «Введении к уложению государственных зако- нов» Сперанский объясняет необходимость реформирования государственного строя как единственную альтернативу революционным потрясениям.
220
Основные идеи проекта:
• Деление сословий на «три состояния» по объему политических и гражданских прав. В зависимости от этого «состояния» Сперанским определялась доля участия каждого в выборах в государственные органы. Предполагался имущественный ценз.
Принцип разделения властей: высшая законодательная I власть — выборная- Государственная дума, исполнительная — министерства, судебная — Сенат. Сохранение императором исполнительной верховной власти и законодательной инициативы.
Главная идея Сперанского сводилась к тому, чтобы «правле- ние, доселе самодержавное, учредить на непременном зако- не» и четко разграничить функции между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями». |
Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах; предполагалось, что министры и высшие чиновники местной администрации будут назначаться царем. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.
Сперанский не высказывался за немедленную отмену крепостного права, но считал, что с течением времени, ростом промышленности, торговли и культуры в российском обществе оно само естественным образом прекратит свое существование, «ибо нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться». Проект Сперанского также предусматривал возможность повышения социального статуса людей из низших сословий. Проект вызвал открытое недовольство дворян. Сперанского объявили «выскочкой», подрывающим вековые устои государства. Н.М. Карамзин, выразитель интересов дворянских кругов, писал, что спасение России не в составлении и проведении подобных реформ, а в том, чтобы найти для страны «50 умных губернаторов» они-то и решат все проблемы управления. Одними из причин недовольства явились и указы, изданные по инициативе Сперанского, «о придворных знаниях» и «об экзаменах на чин». Каждый чиновник должен был предоставить университетский диплом об образовании или сдать экзамен в объеме университетского курса.
221
Недоволен проектом Сперанского оказался и Александр I. Говоря о его плане, он отметил: «Что же я такое? Нуль. Из этого я вижу, что он подкапывается под самодержавие, которое я обязан вполне передать наследникам своим».
В 1812 г. Сперанский был отстранен от дел. За отставкой последовала ссылка. Однако уже в 1816 г. Сперанский был прощен и назначен сначала пензенским губернатором, а потов генерал-губернатором Сибири. В 1821 г. император вернув Сперанского в Петербург, назначил членом Государственного совета, но к себе не приближал. Следующий взлет в карьере Сперанского приходится на царствование Николая I.
Из всех предложений Сперанского были приняты лишь не сколько: в 1809 г. издан указ о придворных званиях, согласив которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу. Все чиновники должна были иметь соответствующее образование — знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин».
- Учебника для вузов в.И. Щепетев
- Оглавление
- Глава I. Общие положения 11
- Глава II. Образование русского государства.
- Глава III. Управление на Руси в период феодальной
- Глава IV. Государственное управление Россией
- 3. Государственное управление в России в XVI в. ……………………………………111
- Глава V. Государственное управление Россией в XVII в ...137
- Глава VI. Государственное управление Россией в XVIII в ...165
- 4.Управление в Российской империи в конце XVIII в ………………...205
- Глава VII. Государственное управление Российской империи
- Глава VIII. Российское государственное управление
- Глава IX. Государственное управление в России
- Глава X. Государственное управление Россией
- Глава XI. Развитие государственного управления
- Глава XII. Российское государственное управление
- Введение
- Глава I общие положения
- 1. О государстве
- 2. Теории возникновения государства
- Теологическая теория
- Патриархальная теория
- Договорная теория
- Теория насилия
- Органическая теория
- Материалистическая теория
- Психологическая теория
- 3. Понятие государства Признаки государства
- Атрибуты государства
- Функции государства
- Формы и методы осуществления функций государства
- Типы и формы государства
- Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
- Политический (государственный) режим: понятие и виды
- Механизм государства: понятие и структура
- Органы государства: понятие, признаки, виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Место и роль государства в политической системе общества
- 4. Власть и государство
- Вопросы для повторения
- Глава II образование русского государства. Становление государственного управления
- О древних славянах
- Общественный строй и начало формирования государственного управления (IX—X вв.)
- Вера на Руси
- Государственное управление Киевской Руси
- Вопросы для повторения
- Глава III управление на руси в период феодальной раздробленности
- 1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления
- Управление Владимиро-Суздальским княжеством
- Управление Галицко-Волынским княжеством
- Управление в Новгородской республике
- 2. Управление на руси в период монголо-татарского нашествия Образование государства у монголов
- Завоевательные походы
- Система управления Золотой Орды завоеванными землями
- 3. Развитие государственного управления на руси в XIV—XV вв.
- Начало объединения Руси под властью московских князей
- Вопросы для повторения
- Глава IV государственное управление россией в конце XV—XVI в.
- 1. Предпосылки создания централизованного управления государством
- 2. Развитие государственного управления
- Городское управление
- Церковное управление
- Создание единой правовой и судебной системы
- Атрибуты государственности
- 3. Государственное управление в россии в XVI в. Социальный строй Московского государства в XVI в.
- Елена Глинская и боярское правление
- Правление Ивана IV Грозного
- Боярская дума
- Местное управление
- Военное управление
- Отношения государства и церкви
- Развитие законодательства
- 4. Концепции развития централизованного государственного управления в россии в XV—XVI вв.
- Глава V государственное управление россией в XVII в.
- Боярская дума
- Приказы
- Местное управление
- Государственное управление Россией в период Смутного времени
- Для государственного управления
- Влияние изменений государственного управления на общественные отношения в XVII в.
- Изменения в титуле и обрядности власти
- Вопросы для повторения
- Глава VI государственное управление россией в XVIII в.
- 1. Государственное управление в россии в первой половине XVIII в. Петр I
- Высшие органы власти и управления
- Изменения в судебной системе
- Реформа местного управления
- Реформа городского управления
- Реформа армии и военного управления
- Влияние государственного управления на общественные отношения при Петре I
- 2. Государственное управление в россии во второй четверти XVIII в.
- Причины дворцовых переворотов. Борьба за власть
- Рост привилегий дворянства и усиление крепостного права
- Вопросы для повторения
- 3. Особенности государственного управления в россии во второй половине XVIII в.
- Реформа центрального управления
- «Учреждение губерний Российской империи» (областная реформа 1775 г.)
- Дворянское самоуправление
- Развитие системы законодательства
- 4. Управление в российской империи в конце XVIII в.
- Государство и церковь
- Итоги преобразований XVIII в.
- Вопросы для повторения
- Глава VII
- 2. Государственное управление при александре I
- Государственный совет
- Министерства
- 3. Государственное управление российской империи при николае I
- Российское чиновничество при Николае I
- Местное и губернское управление
- Полицейское управление
- Сословные учреждения. Финансовые и административно- хозяйственные органы
- Управление крестьянами
- Укрепление дворянского сословия
- Цензура и контроль над образованием
- Идеи декабристов о государственном устройстве
- Кодификация законов и реформирование судебной системы
- Управление присоединенными территориями
- Вопросы для повторения
- Глава VIII российское государственное управление во второй половине
- 1. Александр II. Реформы и особенности государственного управления
- Крестьянская реформа
- Реформа государственного управления
- Земская (1864) и городская (1870) реформы
- Судебная реформа 1864 г.
- Реформа армии и военного управления
- Реформа образования
- Финансовые реформы
- Органы управления крестьянами
- Итоги реформ
- 2. Государственное управление россией в период царствования александра III
- Городская контрреформа
- Политика в области просвещения
- Отношение к дворянству
- Управление экономикой страны
- Изменения в земском управлении
- Тенденции развития права
- Глава IX государственное управление в россии в начале XX в.
- 1. Государственное управление при николае II
- Россия в начале XX в.
- Изменения в управлении российской экономикой сю. Витте
- Государственное управление
- Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства
- I Государственная Дума
- II Государственная Дума
- Третьеиюньская монархия. III Государственная Дума
- IV Государственная Дума
- Значение столыпинской аграрной реформы (1906—1910) для государственного управления
- Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
- 2. Государственное управление россией в период революций 1917 г.
- Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России
- Государственное управление Россией после Февральской революции
- Изменения в государственном строе
- Вопросы для повторения
- Глава X государственное управление россией в советский период
- 1. Создание советского государства. Становление и развитие советского государственного управления
- 24 Октября Не получив опровержения, Керенский начал наступление
- 25 Октября Утром Керенский выехал из Петрограда в Псков, в штаб
- II Всероссийский съезд Советов. Создание нового правительственного аппарата
- Учредительное собрание
- Учредительное собрание (присутствовали 707 депутатов)
- 3 (Объединительный) съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
- Первые преобразования советской власти
- Государство и церковь
- Становление однопартийной системы в России
- Конституция рсфср 1918 г. — первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
- Система органов государственного управления в период Гражданской войны
- Управление государством в период политики «военного коммунизма»
- Создание Рабоче-крестьянской Красной армии
- Становление системы советских судебных органов
- Чрезвычайные органы государственной власти
- Создание советской милиции
- 2. Система управления советским государством в 1920—1941 гг. Государственное управление в период нэПа
- Формирование режима личной власти Сталина
- Образование ссср
- Конституция ссср 1924 г. Формирование органов власти
- Изменение государственного управления в период отмены нэПа
- Государственное управление в период коллективизации и индустриализации страны
- Реформа военного управления
- Изменение судебной системы в 1922—1926 гг.
- Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (вчк — гпу — огпу) и милиции
- Развитие системы права
- Советский тоталитарный режим в 30-е гг. XX в.
- Изменение государственного управления после Конституции 1936 г.
- Реформа военного строительства и управления
- Реформирование управления органами суда, прокуратуры и государственной безопасности
- 3. Особенности государственного управления в годы великой отечественной войны
- Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941—1945)
- Реформа управления вооруженными силами (1941—1945)
- Глава XI развитие государственного управления в послевоенный период
- 1. Кризис власти и первая попытка
- Реформирования тоталитарного государственного механизма ссср (1945 — начало 60-х гг. XX в.)
- Высшие органы власти
- Реформы государственного управления
- Реформа управления вооруженными силами
- Особенности развития органов государственной безопасности
- Послевоенное развитие советского законодательства
- 2. Российское государственное управление в середине 60-х — первой половине 80-х гг. XX в.
- Персонализация власти и социальная структура советского общества
- Конституция ссср 1977 г. Изменения в государственном управлении
- Реформа управления вооруженными силами
- Кодификация законодательства
- 3. Ю.В. Андропов. Попытки реформирования государственного управления. К.У. Черненко
- Вопросы для повторения
- Глава XII российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- 1. Совершенствование системы государственного управления 1985—1993 гг.
- Лозунги новой политики м.С. Горбачева
- Основные направления реформирования политической системы
- Кризис государственного управления. Распад ссср и создание снг
- Внешнеполитическое управление 1985—1991 гг.
- 2. Российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- Судебная власть в России
- Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти
- 31 Декабря 1999 г. Президент России б.Н. Ельцин объявил о том, что он слагает свои полномочия и пе- редает их премьер-министру страны в.В. Путину.
- 26 Марта 2000 г. Президентом Российской Федера- ции был избран в.В. Путин. Вопросы для повторения
- Хронология
- Великие князья, цари, императоры, премьеры, генсеки, президенты
- Основные политические партии россии в конце XIX — начале XX вв.
- Образование и численность профессионально-политических союзов, входивших в состав Союза союзов
- Россия и запад в XIX — начале XX вв. Среднемесячный заработок чернорабочего (1904):
- Потребление главнейших продуктов (кг) на душу населения (1911)
- Основные показатели России, сша и Англии в 1896—1912 гг.
- Сравнение денег русских и иностранных
- Развитие железнодорожного строительства в России в 1861—1895 гг.
- Сословный состав учащихся средней школы в 1833—1885 гг. (%)
- Население российского государства
- Российское городское население
- Территория российской империи
- Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в. Председатели Государственной Думы (представительного законодательного учреждения царской России в 1906—1917 гг.)
- Председатели Совета министров (правительства России в 1905—1917 гг.)
- Главы Временного правительства в 1917 г.
- Органы управления и руководители советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Название должности главы государства по Конституции
- Название главы правительства Советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Главы государства
- Цик ссср (1923—1938) Председатели цик От рсфср
- От усср
- Секретари цик
- Председатели вцик ссср
- Главы Советского правительства (с указанием должности)
- Председатели Верховного Совета рсфср
- Председатели Совета министров Российской Федерации
- Преемственность российской государственности
- Конституции (основные законы)
- Столицы и резиденции россии
- Церковная власть Предстоятели русской церкви
- Литература