4. Власть и государство
Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, органи- зации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных ин- тересах или в интересах других лиц. |
Власть характеризуется следующими признаками:
1 власть есть явление социальное (общественное);
2 власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. То обстоятельство, что власть является постоянным спутником общества, объясняется им, что общество представляет собой сложно организованную Систему (социальный организм), которая постоянно нуждается и управлении, т. е. в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоя- нии - состоянии функционирования.
С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть. Но не наоборот, когда предполагается, что упорядочение социальных процессов стало происходить потому, что в обществе появились власть и ее носители.
Следует отметить, что власть есть средство именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, т. е. управлением технической системой (например, автомобилем). Таким образом, управление — явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное;
3 власть может существовать и функционировать лишь в рмаках общественного отношения, т. е. такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллектива- ми, иными социальными образованиями). Не может быть отно- шения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина, и он может распорядиться его судьбой);
41
5 общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотноше- ние всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой — подвластным. С точки зрения общесоциальной оба они являются именно субъектами, т. е. людьми, наделенными соз- нанием и волей, однако в конкретном властеотношений подвла- стный субъект выступает как объект властного воздействия вла- ствующего субъекта;
6 важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положе- ние того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу. Это может быть фи- зическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п. В этой связи не следует путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» — это все-таки разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъект вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения. При этом понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насилием: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает определенную зависимость воли подвластного отволи властвующего. Однако такую зависимость предполагает и убеждение. Тогда в чем их различие? Думается, характерной особенностью процесса принуждения является то, что подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки собственным интересам и ценностным ориентациям. В случае же убеждения подвластный полагает, что предлагаемый властным субъектом вариант поведения отвечает интересам обоих, укладывается в систему ценностей подвластного. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом. Существуют различные виды власти.
42
а) власть в масштабе всего общества;
б) власть внутри того или иного коллектива (организации); в) власть в отношениях между двумя индивидами.
Власть можно поделить также на политическую и неполи- тическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, т. е. средст- вом реализации, защиты интересов социальных групп.
Разновидностями политической власти являются:
власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим);
государственная власть;
партийная, а также власть иных политических организаций и движений;
власть политических лидеров. Хотя существует точка зре- нии, что власть государственная и власть политическая — это одно и то же явление, такая позиция вряд ли обоснованна.
Власть внутри той или иной социальной общности (общества коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической. Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политической секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. Может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношении между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.
43
ношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойст- вами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опи- рается, поэтому оно должно быть построено таким образом, что- бы иметь возможность сохранять власть с особыми свойствами (признаками), т. е. ту власть, которую и принято именовать государственной. Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т. п.
Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первое исходит от государства и реализуется не иначе, как при его прямом или косвенном участии.
Государственная власть — это публично-политические от- ношения господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
распространяется на все общество;
носит публично-политический характер;
опирается на государственное принуждение;
осуществляется специальными лицами (чиновниками, по- литиками и т. п.);
имеет систему налогов;
делит население по территориальному признаку.
Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
Государственная власть обладает прерогативой, т. е. исключительным правом на издание общеобязательных правил по- ведения — юридических норм. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.
44
- Учебника для вузов в.И. Щепетев
- Оглавление
- Глава I. Общие положения 11
- Глава II. Образование русского государства.
- Глава III. Управление на Руси в период феодальной
- Глава IV. Государственное управление Россией
- 3. Государственное управление в России в XVI в. ……………………………………111
- Глава V. Государственное управление Россией в XVII в ...137
- Глава VI. Государственное управление Россией в XVIII в ...165
- 4.Управление в Российской империи в конце XVIII в ………………...205
- Глава VII. Государственное управление Российской империи
- Глава VIII. Российское государственное управление
- Глава IX. Государственное управление в России
- Глава X. Государственное управление Россией
- Глава XI. Развитие государственного управления
- Глава XII. Российское государственное управление
- Введение
- Глава I общие положения
- 1. О государстве
- 2. Теории возникновения государства
- Теологическая теория
- Патриархальная теория
- Договорная теория
- Теория насилия
- Органическая теория
- Материалистическая теория
- Психологическая теория
- 3. Понятие государства Признаки государства
- Атрибуты государства
- Функции государства
- Формы и методы осуществления функций государства
- Типы и формы государства
- Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
- Политический (государственный) режим: понятие и виды
- Механизм государства: понятие и структура
- Органы государства: понятие, признаки, виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Место и роль государства в политической системе общества
- 4. Власть и государство
- Вопросы для повторения
- Глава II образование русского государства. Становление государственного управления
- О древних славянах
- Общественный строй и начало формирования государственного управления (IX—X вв.)
- Вера на Руси
- Государственное управление Киевской Руси
- Вопросы для повторения
- Глава III управление на руси в период феодальной раздробленности
- 1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления
- Управление Владимиро-Суздальским княжеством
- Управление Галицко-Волынским княжеством
- Управление в Новгородской республике
- 2. Управление на руси в период монголо-татарского нашествия Образование государства у монголов
- Завоевательные походы
- Система управления Золотой Орды завоеванными землями
- 3. Развитие государственного управления на руси в XIV—XV вв.
- Начало объединения Руси под властью московских князей
- Вопросы для повторения
- Глава IV государственное управление россией в конце XV—XVI в.
- 1. Предпосылки создания централизованного управления государством
- 2. Развитие государственного управления
- Городское управление
- Церковное управление
- Создание единой правовой и судебной системы
- Атрибуты государственности
- 3. Государственное управление в россии в XVI в. Социальный строй Московского государства в XVI в.
- Елена Глинская и боярское правление
- Правление Ивана IV Грозного
- Боярская дума
- Местное управление
- Военное управление
- Отношения государства и церкви
- Развитие законодательства
- 4. Концепции развития централизованного государственного управления в россии в XV—XVI вв.
- Глава V государственное управление россией в XVII в.
- Боярская дума
- Приказы
- Местное управление
- Государственное управление Россией в период Смутного времени
- Для государственного управления
- Влияние изменений государственного управления на общественные отношения в XVII в.
- Изменения в титуле и обрядности власти
- Вопросы для повторения
- Глава VI государственное управление россией в XVIII в.
- 1. Государственное управление в россии в первой половине XVIII в. Петр I
- Высшие органы власти и управления
- Изменения в судебной системе
- Реформа местного управления
- Реформа городского управления
- Реформа армии и военного управления
- Влияние государственного управления на общественные отношения при Петре I
- 2. Государственное управление в россии во второй четверти XVIII в.
- Причины дворцовых переворотов. Борьба за власть
- Рост привилегий дворянства и усиление крепостного права
- Вопросы для повторения
- 3. Особенности государственного управления в россии во второй половине XVIII в.
- Реформа центрального управления
- «Учреждение губерний Российской империи» (областная реформа 1775 г.)
- Дворянское самоуправление
- Развитие системы законодательства
- 4. Управление в российской империи в конце XVIII в.
- Государство и церковь
- Итоги преобразований XVIII в.
- Вопросы для повторения
- Глава VII
- 2. Государственное управление при александре I
- Государственный совет
- Министерства
- 3. Государственное управление российской империи при николае I
- Российское чиновничество при Николае I
- Местное и губернское управление
- Полицейское управление
- Сословные учреждения. Финансовые и административно- хозяйственные органы
- Управление крестьянами
- Укрепление дворянского сословия
- Цензура и контроль над образованием
- Идеи декабристов о государственном устройстве
- Кодификация законов и реформирование судебной системы
- Управление присоединенными территориями
- Вопросы для повторения
- Глава VIII российское государственное управление во второй половине
- 1. Александр II. Реформы и особенности государственного управления
- Крестьянская реформа
- Реформа государственного управления
- Земская (1864) и городская (1870) реформы
- Судебная реформа 1864 г.
- Реформа армии и военного управления
- Реформа образования
- Финансовые реформы
- Органы управления крестьянами
- Итоги реформ
- 2. Государственное управление россией в период царствования александра III
- Городская контрреформа
- Политика в области просвещения
- Отношение к дворянству
- Управление экономикой страны
- Изменения в земском управлении
- Тенденции развития права
- Глава IX государственное управление в россии в начале XX в.
- 1. Государственное управление при николае II
- Россия в начале XX в.
- Изменения в управлении российской экономикой сю. Витте
- Государственное управление
- Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства
- I Государственная Дума
- II Государственная Дума
- Третьеиюньская монархия. III Государственная Дума
- IV Государственная Дума
- Значение столыпинской аграрной реформы (1906—1910) для государственного управления
- Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
- 2. Государственное управление россией в период революций 1917 г.
- Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России
- Государственное управление Россией после Февральской революции
- Изменения в государственном строе
- Вопросы для повторения
- Глава X государственное управление россией в советский период
- 1. Создание советского государства. Становление и развитие советского государственного управления
- 24 Октября Не получив опровержения, Керенский начал наступление
- 25 Октября Утром Керенский выехал из Петрограда в Псков, в штаб
- II Всероссийский съезд Советов. Создание нового правительственного аппарата
- Учредительное собрание
- Учредительное собрание (присутствовали 707 депутатов)
- 3 (Объединительный) съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
- Первые преобразования советской власти
- Государство и церковь
- Становление однопартийной системы в России
- Конституция рсфср 1918 г. — первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
- Система органов государственного управления в период Гражданской войны
- Управление государством в период политики «военного коммунизма»
- Создание Рабоче-крестьянской Красной армии
- Становление системы советских судебных органов
- Чрезвычайные органы государственной власти
- Создание советской милиции
- 2. Система управления советским государством в 1920—1941 гг. Государственное управление в период нэПа
- Формирование режима личной власти Сталина
- Образование ссср
- Конституция ссср 1924 г. Формирование органов власти
- Изменение государственного управления в период отмены нэПа
- Государственное управление в период коллективизации и индустриализации страны
- Реформа военного управления
- Изменение судебной системы в 1922—1926 гг.
- Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (вчк — гпу — огпу) и милиции
- Развитие системы права
- Советский тоталитарный режим в 30-е гг. XX в.
- Изменение государственного управления после Конституции 1936 г.
- Реформа военного строительства и управления
- Реформирование управления органами суда, прокуратуры и государственной безопасности
- 3. Особенности государственного управления в годы великой отечественной войны
- Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941—1945)
- Реформа управления вооруженными силами (1941—1945)
- Глава XI развитие государственного управления в послевоенный период
- 1. Кризис власти и первая попытка
- Реформирования тоталитарного государственного механизма ссср (1945 — начало 60-х гг. XX в.)
- Высшие органы власти
- Реформы государственного управления
- Реформа управления вооруженными силами
- Особенности развития органов государственной безопасности
- Послевоенное развитие советского законодательства
- 2. Российское государственное управление в середине 60-х — первой половине 80-х гг. XX в.
- Персонализация власти и социальная структура советского общества
- Конституция ссср 1977 г. Изменения в государственном управлении
- Реформа управления вооруженными силами
- Кодификация законодательства
- 3. Ю.В. Андропов. Попытки реформирования государственного управления. К.У. Черненко
- Вопросы для повторения
- Глава XII российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- 1. Совершенствование системы государственного управления 1985—1993 гг.
- Лозунги новой политики м.С. Горбачева
- Основные направления реформирования политической системы
- Кризис государственного управления. Распад ссср и создание снг
- Внешнеполитическое управление 1985—1991 гг.
- 2. Российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- Судебная власть в России
- Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти
- 31 Декабря 1999 г. Президент России б.Н. Ельцин объявил о том, что он слагает свои полномочия и пе- редает их премьер-министру страны в.В. Путину.
- 26 Марта 2000 г. Президентом Российской Федера- ции был избран в.В. Путин. Вопросы для повторения
- Хронология
- Великие князья, цари, императоры, премьеры, генсеки, президенты
- Основные политические партии россии в конце XIX — начале XX вв.
- Образование и численность профессионально-политических союзов, входивших в состав Союза союзов
- Россия и запад в XIX — начале XX вв. Среднемесячный заработок чернорабочего (1904):
- Потребление главнейших продуктов (кг) на душу населения (1911)
- Основные показатели России, сша и Англии в 1896—1912 гг.
- Сравнение денег русских и иностранных
- Развитие железнодорожного строительства в России в 1861—1895 гг.
- Сословный состав учащихся средней школы в 1833—1885 гг. (%)
- Население российского государства
- Российское городское население
- Территория российской империи
- Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в. Председатели Государственной Думы (представительного законодательного учреждения царской России в 1906—1917 гг.)
- Председатели Совета министров (правительства России в 1905—1917 гг.)
- Главы Временного правительства в 1917 г.
- Органы управления и руководители советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Название должности главы государства по Конституции
- Название главы правительства Советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Главы государства
- Цик ссср (1923—1938) Председатели цик От рсфср
- От усср
- Секретари цик
- Председатели вцик ссср
- Главы Советского правительства (с указанием должности)
- Председатели Верховного Совета рсфср
- Председатели Совета министров Российской Федерации
- Преемственность российской государственности
- Конституции (основные законы)
- Столицы и резиденции россии
- Церковная власть Предстоятели русской церкви
- Литература