logo

Реформирования тоталитарного государственного механизма ссср (1945 — начало 60-х гг. XX в.)

Период с 1945 по 1964 гг. в истории Советского государства можно разделить на две части:

Общими факторами, повлиявшими на развитие Советско- го государства и права в рассматриваемый период, были следующие:

Вышеуказанные обстоятельства обусловили развитие внешнеполитических функций Советского государства:

В то же время конфронтация СССР и США потребовала дальнейшего развития оборонной функции государства, роста военных расходов. Научно-техническая революция сделала ос- новным критерием успеха государственной политики сферу эко- номики.

После войны существовало два возможных пути выхода из тяжелой экономической ситуации и два мнения при разработ- ке проекта четвертого пятилетнего плана (1945—1946):

  1. проведение хозяйственных реформ в стране, преимущест- венное развитие промышленности группы «Б» по производству товаров широкого потребления, повышение жизненного уровня населения, удовлетворение материальных нужд;

  2. 399

    возвращение к довоенной модели экономического разви- тия, ускоренное развитие тяжелой промышленности и наращи- вание военно-экономического потенциала за счет увеличения норм эксплуатации и командного управления экономикой. Сначала казалось, что избран первый путь. В обращении к демобилизованным воинам Красной армии ЦК ВКП(б) призывал к восстановлению народного хозяйства, строительству новых жилищ, школ, больниц, а потом уже фабрик, заводов, электростанций. В речи перед избирателями в начале 1946 г. Сталин обещал в ближайшее время отменить карточную систему, расширить производство товаров народного потребления и повысить жизненный уровень трудящихся путем снижения цен на все товары. Однако эта «избирательная программа» ос- талась нереализованной, и в конечном итоге страна пошла по второму пути развития. Причины такого выбора были заложены не столько в двойственной позиции руководства, сколько в трудностях реформирования самого производства. Созданный в предшествующие годы военно-промышленный комплекс с трудом поддавался

переводу на производство товаров народного потребления. К тому же обострение международной ситуации после 1945 г. не по- зволило свернуть военное производство.

Первая послевоенная пятилетка ознаменовалась крупными инвестициями в промышленность. Было восстановлено и вновь построено около 4500 предприятий. Однако распыление инве- стиций и как следствие этого замораживание начатых проектов неизбежно приводили к политике «приоритетов» — росту инве- стиций для узкого числа отраслей. Выпуск товаров народного потребления оставался на прежнем уровне, что приводило к хроническому дефициту товаров группы «Б».

Недостаток продуктов питания и товаров широкого по- требления сказывался на жизненном уровне населения. Даже карточная система не могла удовлетворить существовавших потребностей населения в продовольствии. В 1946 г. власть прибегла к крайней мере — снижению норм выдачи хлеба иждивенцам и детям и даже к снятию с продовольственных пай- ков некоторых категорий населения. Многие школьники стар- ших классов вынуждены были бросать учебу и устраиваться на заводы, где оставалось снабжение по продовольственным кар- точкам.

400

Ликвидировать карточную систему удалось только в 1947 г., причем ее ликвидация трактовалась весьма оптимистически — как «вывод советских людей на дорогу изобилия» и «открытие коммунистического близкого будущего». В этот же период было начато проведение денежной реформы. Реформа заключалась в обмене 10 старых рублей на 1 новый. Вклады населения в сбербанках пересчитывались по более льготному курсу (1 к 1 при вкладе до 3 тыс. рублей, 3 к 2 при вкладе от 3 до 10 тыс. рублей, 2 к 1 при вкладе свыше 10 тыс. рублей), но эти вклады составляли лишь 15% всех денежных накоплений населения. Особенно пострадали при таком обмене колхозники, чьи сбережения, накопленные за 1945—1946 гг., когда цены на сельхозпродукты на свободном рынке были наи- более выгодными, не хранились, как правило, в сберкассах. По итогам этой реформы треть всей денежной массы не была пред- ставлена владельцами для обмена в госбанках. Реформа существенно отразилась на ценах. Новые цены были установлены на уровне коммерческих, что дало в дальнейшем возможность их снижения, которое трактовалось как доказательство улучшения жизни советских людей. Однако реально в городах уровень жизни 1928 г. был достигнут толькок 1954 г.