logo

2. Развитие государственного управления

Объединение русских земель в одно целое еще не означало создания централизованного государства.

Объединение — простое соединение земель, уничтожение границ между княжествами.

Централизация — создание единого государственного аппа- рата, строгая система подчинения местных органов власти цент- ральным.

Объединение земель московские князья начали еще в XIV в., однако о централизованном государстве можно говорить толь- ко с XVI в. Так, некоторое время после присоединения Твери там сохранялась местная система управления, сориентированная на носившего титул тверского князя Ивана Ивановича Молодо- го. Новгород долгое время сохранял право вести собственные внешние сношения с иностранными державами.

Система государственных органов в период объединения еще только складывалась. Существовало два ведомства — казна и дворец центрального управления. Дворец ведал личными (дворцовыми) землями великого князя. Казна была не только хранилищем денег, но и государственным архивом и являлась как бы прототипом канцелярии. Политическое управление было ориентировано на великого князя. Он являлся главнокомандую- щим войска, назначал наместников и волостелей в присое- диненные земли. Территория государства делилась на уезды (соответствовали старым княжествам) и волости. Наместники и волостели получали управление территориями «в кормление», т. е. им полагалась часть судебных пошлин и налогов с на- селения. Отсюда происходили различные злоупотребления. Наместники собирали не только налоги, но и средства в свою пользу. Боярство, съехавшееся в Москву со всей русской

100

земли, образовало высший управленческий слой в государстве. Усиливалось местничество — иерархическая система занятия должностей в зависимости от знатности рода. Должности дава- лись не по способностям, а по знатности.

Формирование государственного аппарата осуществлялось также по принципу местничества, основанному на критериях знатности происхождения. Чем родовитее был человек, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог зани- мать. Принцип местничества создавал условия для превращения боярства в замкнутую корпорацию, ставящую сословные инте- ресы выше государственных, что снижало уровень профессио- нализма управления.

Великие князья начали создавать себе новую опору в дво- рянстве. Источниками формирования дворянства были «слуги под дворским», свободные люди и даже холопы. Свободные люди и холопы, привлекаемые на военную службу, получали от великих князей землю на правах поместья (помещались на его землях, отсюда возникло слово «помещик»). В своем правлении государь все больше опирался на дворян, которые находились на службе при его дворе.

Таким образом, в XV в. на Руси формируется вторая форма феодального землевладения — поместная. В отличие от вот- чины поместье было условным владением, предоставляемым на срок службы и не передаваемым по наследству. Служилое дво- рянство стало для великого князя опорой в борьбе с феодаль- ной аристократией, которая не желала поступиться своей неза- висимостью. В связи с присоединением удельных княжеств их правители (княжата) утратили свою самостоятельность, однако оставались наиболее крупными землевладельцами, занимали руководящие посты в войсках, в случае войны выступали с собственной дружиной.

101

В XV в. изменились состав и положение боярства. Его числен- ность при московском дворе во второй половине XV в. возросла в четыре раза. Произошло это за счет удельных князей, пришед- ших на службу великому князю. Поэтому старинное московское боярство было оттеснено на второй план. Кроме того, изменилось содержание понятия «боярин». Раньше оно означало принад- лежность к определенной социальной группе (крупным феодалам), теперь складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу, возникает придворный чин введенный боярин, который жаловал великий князь. Основная масса прежнего боярства по- лучала второй придворный чин — чин окольничего. За ним шли

дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Определенное социальное положение устанавливалось и княжескими грамотами. Княжеские грамоты, устанавливавшие различные льготы или привилегии феодальной знати, назывались жалованными. По предмету пожалования они разбивались на несколько групп:

1 вотчинные грамоты, т. е. дарственные акты, закреплявшие переход недвижимой собственности (например, земли) в руки феодалов;

2 льготные, или иммунитетные, грамоты, освобождавшие феодала от суда наместника или волостеля (в силу чего феода- ла судить мог только князь) и подчинявшие население вотчин- ному суду;

3 обельные грамоты, освобождавшие привилегированных землевладельцев от податей и повинностей в пользу князя;

4 охранные, или заповедные, грамоты, которыми великокня- жеская власть усиливала охрану прав и привилегий феодалов, ставя их под особенную защиту. Управление княжескими землями и дворцом осуществлял Государев двор, включавший думных чинов, а также близких к ним представителей высших придворных должностей (дворецких, казначея, кравчих, постельничих, ловчих, сокольничих, ясельничих и других), московских чинов (стольников, стряпчих, «больших» дворян, дьяков, шатерничих, жильцов) и «выбор из городов» — дворян от уездных корпораций. Дворецкий ведал двором и дворцом князя в столице, всеми княжескими землями, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все другие дворецкие, ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества. Следующей по рангу была чисто придворная должность окольничего. Окольничий сопровождал великого князя во всех их походах и поездках. Позднее окольничие всегда ездили впереди княжеского «поезда», оборудовали стоянки и назначали дворы для княжеской свиты, ведали состоянием дорог и мостов. Дворцовое хозяйство делилось на составные части пути, что дословно означало «прок, выгода, доход». Существовали Сокольничий путь, ведавший княжеской птичьей охотой; Конюший путь, занимавшийся конюхами, лошадьми и государственными лугами. Известны Ловчий, Чашничий и Стольничий пути, имевшие слободы по производству воска, сбору меда, ловли рыбы и пушного зверя. Кормления и пути жаловались боярам за службу в качестве вознаграждения. Часть государственных до- ходов шла в пользу должностных лиц.

102

Казначей ведал княжеской казной, куда кроме денег вхо- дило и все ценное дворцовое имущество (золотые сосуды, це- пи, кресты, драгоценные камни, меха), и таможенными дохода- ми. Боярину-казначею подчинялись все остальные казначеи и тиуны, ведавшие княжеским имуществом, хранившимся в дру- гих городах.

В Московской Руси как должности, так и чины одинаково назывались чинами, многие из московских чинов имели смешан- ный характер должностей и почетных званий. Эти обстоятель- ства затрудняют их классификацию.

Два высших чина боярина и окольничего имели исключитель- но значение почетных званий. Лица в звании бояр занимали высшие должности и присутствовали в Боярской думе. Им по- ручалось управление главными приказами, они назначались вое- водами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, выполняли дипломатические поручения, принимали участие во всех торжественных событиях царского двора, осу- ществляли управление Москвой во время отсутствия государя, сопровождали его в поездках и походах.

Лица в звании окольничих занимали должности того же ро- да, что и бояре, но с меньшим значением.

Чин думного дворянина — третий из высших чинов также имел преимущественно значение почетного звания.

Эти три звания первого разряда давались соответственно знатности человека. Эти звания не составляли лестницы чинов, последовательно проходимой служащими, но жаловались неза- висимо один от другого, смотря по родовитости фамилии, к ко- торой принадлежали жалуемые лица.

Чины стольников и стряпчих давались только избранному мо- сковскому дворянству. Для родового «городового» дворянства эта цепь чинов увеличивалась лишним звеном, чином жильца — низшего придворного звания.

Из лиц, служивших в высших думных чинах и придворных, или московских чинах (стольников, стряпчих, дворян московских и жильцов), составлялся государев полк — царская гвардия.

В целом иерархия московских чинов-званий представлялась в следующем виде: бояре, окольничие, думные дворяне; стольники, стряпчие, московские дворяне; жильцы, выборные дворяне из городов, дворовые дети боярские, или дворяне, городовые дети боярские.

103

В конце XV в. в службу Ивану III перешли князья из запад- норусских областей, принадлежавших тогда Польше и Литве.

Западнорусские князья не становились подданными великого

князя всея Руси, а получали специальное звание служилых

князей сохранявших владетельные права на свои уделы и на имевших никакого московского чина. Однако через некоторое время после присоединения их уделов к Москве князья по- лучали чины бояр.

В течение XV и XVI вв. служилые князья постепенно утра-; тили свои уделы. Взамен уделов они получали вотчины в дру- гих областях государства. Так, Иван Воротынский вместо Воро- тынска получил Одоев, а его сын Михаил владел только третью города, да и то по личному пожалованию. Во время правления Ивана III бояре и княжеские слуги уже практически не пользо- вались правом отъезда, а в 1534 г. в Московском государстве было принято новое правило о не отъезде служилых людей.

Русский историк С.Ф. Платонов писал: «Иван III Васильевич, одаренный большим умом и сильной волей, блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание русских земель под властью Москвы, образовав из своих владений единое Велико- русское государство. Сначала его политика была удельной, а за- тем эта политика стала национальной. Вместе с объединением северной Руси совершалось превращение московского удельно- го князя в государя-самодержца всей Руси».

Централизация Московского государства обусловила создание централизованного государственного аппарата управления и новой структуры власти.

Московское государство в XV в. оставалось монархией. Ве- ликий князь являлся главой государства и имел широкий круг прав — законодательных (издавал законы), исполнительных (осуществлял государственное руководство), судебных. По мере централизации государства власть великого князя усиливалась и изменялась. Первоначально свои законодательные, админист- ративные и судебные полномочия великий князь осуществлял только в границах собственного домена. С падением значимо- сти удельных князей великий князь стал подлинным властите- лем всей территории государства.

С 1480 г. московские князья стали и фактически и юридичес- ки независимыми, т. е. суверенными государями. Княжеской власти придавался божественный статус, что положило начало оформлению на Руси цезаризма.

104

Однако власть монарха в России в этот период оставалась ограниченной. Значительную роль в системе государственных

органов играла Боярская дума. Историки относят оформление Думы к XV в. По сравнению с прежним княжеским советом Дума отличалась большей юридической и организационной оформленностью. Теперь она была постоянно действующим ор- ганом, ее состав был относительно стабильным. В Думу входи- ло от 5 до 12 бояр и около 12 окольничих. Это был совещатель-. ный орган. При такой малочисленности состава советниками государя были только те аристократы, на которых он мог пола- гаться.

Великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически любое его решение должно было получить одобре- ние боярства, иначе в жизнь оно не проводилось. Поэтому бо- ярство осуществляло через Думу политику, угодную ему.

Постепенно система дворцово-вотчинных органов превраща- лась из органов, обслуживавших личные нужды князя, в обще- государственные учреждения, т. е. выполняла задачи по управ- лению всем государством. Например, в функции дворецкого уже входили вопросы, связанные с землевладением церковных и светских феодалов, а также общий контроль над местной ад- министрацией. Кроме того, если прежде выполнение княжеского поручения носило временный характер, то теперь оно превра- щалось в постоянную службу.

Усложнение функций дворцовых органов потребовало соз- дания большого и разветвленного аппарата управления: росло число дьяков, которые специализировались на выполнении дел определенного круга. Самостоятельным ведомством стала вели- кокняжеская казна (она выделилась из состава дворцовой служ- бы), была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и другими подразделениями.

В XV в. началось перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления, что также способствовало централизации Российского государства.

Местное управление

105

С объединением земель и ростом великокняжеской власти страну переставали делить на уделы и вводили деление на уез- ды. Это были наиболее крупные административно-территориаль- ные единицы. Уезды делились на станы, а станы — на волос- ти. Но поскольку границы государства расширялись и различ- ные местности входили в его состав в разное время, полного единообразия в административно-территориальном делении еще

не было: наряду с уездами сохранялись земли, существовали разряды — военные округа, а также губы — судебные округа.

Возглавляли отдельные административные единицы предста- вители центра — должностные лица. Уезды возглавляли на- местники, волости — волостели. Содержание этих должност- ных лиц осуществлялось за счет местного населения, получения от дего «корма». Говоря современным языком, в набор корзи- ны «корм» входили натуральные и денежные поборы, судебные и другие пошлины (конское пятно, полавочное, поворотное и др.).

Кормленщики содержали свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и пр.), имели свои военные отряды. Они не были за- интересованы в делах управления вверенными им территориаль- ными подразделениями, поскольку сроки их назначения были непродолжительными (один-два года).

Наместники и волостели нередко проявляли заботу лишь о личном обогащении за счет неконтролируемых законных и не- законных поборов с местного населения, что вызывало его не- довольство. Системой кормлений были недовольны не только местные жители, но и поднимающееся дворянство, поскольку оно страдало от злоупотреблений кормленщиков.

С конца XV в. на местах стала формироваться система по- лицейских служителей — бирючей, тюремных сторожей, па- лачей и т. д.