logo

Изменения в титуле и обрядности власти

Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» в XVII в. в новом титуле правителя отмечались два момен- та — божественное происхождение власти и ее самодержавный (единодержавный) характер: «Божией милостию великий го- сударь, царь и великий князь всея Великий и Малые и Белые Руси самодержец».

Законодательство устанавливало наказание смертной казнью за хулу на царя, за умысел против него. Каждый выход князя, любое появление на народе стало обставляться пышной церемо- нией, подчеркивающей величие царской власти.

Окончательно этот церемониал сложился в XVII в. Просле- дим его на примере венчания на престол царя Алексея Михай- ловича.

Коронация Алексея Михайловича состоялась 28 сентября 1645 г. Накануне во всех храмах Москвы прошли всенощные бдения — вечерняя православная служба перед христианскими праздниками.

К этому времени в Успенском соборе Кремля — традицион- ном месте коронации царей — были закончены последние при- готовления. В центре храма находилось «чертежное место» — обитый красным сукном деревянный помост, к которому вели 12 ступеней. По сторонам от него стояли две длинные скамьи, покрытые золотыми персидскими коврами, предназначенные для архиереев,- цвета русского духовенства — трех митрополитов, пяти архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов многих русских монастырей.

160

На «чертожном месте» возвышался царский трон. В казне хранилось немало великолепных тронов. Древнейший среди них, принадлежавший Ивану Грозному, был изготовлен из слоновой кости западноевропейскими мастерами. Его покрывала тончайшая резьба, изображавшая сцены из жизни библейского царя Дави- да. Другой трон подарил Борису Годунову персидский шах Аб- бас в начале XVII в. По восточной традиции его покрывали зо- лотые пластины с цветными драгоценными камнями, но высокой спинки и подлокотников не было. Самым, пожалуй, дорогим из всех тронов казны был подарок армянских купцов, искавших вы- годные торговые пути через Россию, — алмазный трон Алексея Михайловича. Около 800 алмазов, не считая других многочис- ленных драгоценных камней, украшали его. Однако коронация Алексея Михайловича происходила при троне, изготовленном мастерами Оружейной палаты из кресла восточной работы, к ко- торому на западный манер добавили высокую спинку и подло- котники. Рядом с троном на «чертежное место» установили стул с золотой бархатной подушкой для патриарха. Напротив царских врат поставили три аналоя — храмовых стола. Покрытые золо- тым атласом с жемчугом и каменьями, они предназначались для размещения царских регалий.

С утра в день коронации по распоряжению патриарха Иоси- фа на колокольне Ивана Великого начали звонить благовест — торжественный церковный звон. В восьмом часу Алексей Ми- хайлович, сопровождаемый боярами, думными и приказными чинами, князьями и воеводами, вошел в Золотую палату двор- ца. На царе было надето белое атласное платно, расшитое золо- том, жемчугом и каменьями, становой кафтан, горлатная шапка, нарядные сапоги. В руках он держал жезл. Тут же, в Золотой палате, царь огласил новые придворные назначения: кого-то про- извел в бояре, кого-то — в кравчие и т. д.

161

По велению царя монаршие регалии торжественно перенесли в Успенский собор. Их сопровождала процессия: впереди шел царский духовник — благовещенский протопоп Стефан, неся над головой золотое блюдо с крестом и бармами. Протопопа под- держивали под руки два дьякона. Следом за ним бояре несли царский венец — шапку Мономаха и скипетр. Царский казна- чей шел с державой. Подставку для нее и блюдо с драгоцен- ными камнями несли два думных дьяка. Процессия двигалась медленно и чинно. Множество народа с раннего утра собралось в Кремле на Соборной площади, с любопытством наблюдая за происходящим. Из южных врат Успенского собора навстречу

процессии вышел патриарх. Он принял блюдо с крестом и барн мами, внес его в храм и поместил на одном из приготовленными аналоев. Другие регалии были разложены на двух соседнюш столах.

Когда приготовления в соборе закончились, дали знать царю. Алексей Михайлович в окружении большой свиты двинулся к храму. Впереди шел боярин Шереметев, окольничьи, столв- ники. Благовещенский протопоп кропил весь путь от дворца к храму святой водой. По сторонам стояли стрельцы в разно- цветных одеждах, следившие за тем, чтобы никто не перебегал дорогу царю. Войдя в собор, Алексей Михайлович приложился к некоторым иконам, певчие запели многолетие царю, а пат- риарх благословил его крестом и окропил святой водой. На- чался молебен. По его окончании царь и патриарх взошли на «чертожное место» и сели: царь на трон, а патриарх в кресло. Духовенство разместилось на приготовленных скамьях. Бояре и придворные чины остались стоять у подножия помоста.

Когда все заняли свои места, царь и патриарх встали. Госу- дарь обратился к присутствующим с короткой речью: обосновал свои права на престол и попросил патриарха венчать его на цар- ство. Выслушав царя, патриарх держал ответную речь, давая со- гласие на просьбу государя. Затем оба сели.

Патриарх дал знак, и два архиерея принесли с аналоя при- готовленный крест с частицами Животворящего Древа. Царь и патриарх трижды поклонились кресту, и патриарх возложил его на государя. Два архимандрита поднесли главе церкви бар- мы, и он возложил их на Алексея Михайловича. Далее со сло- вами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» патриарх надел на голову царя шапку Мономаха, вложил в правую руку скипетр, а в левую — державу. Все действия с регалиями сопровожда- лись благословениями, поклонами с молитвами.

162

После того как атрибуты власти были вручены царю, на «чер- тожное место» благословить самодержца поднялись митропо- литы и архиереи. Протодьякон под пение хора произнес царю многолетие. Затем к нему обратился с поучением патриарх. На- конец, оба они сошли с помоста. Царь занял свое обычное место в юго-восточной части Успенского собора, а патриарх приступил к совершению литургии. После херувимской песни Алексея Михайловича подвелик царским вратам и поставили на приготовленный ковер для совершения обряда миропомазания. Патриарх возложил на него по следнюю коронационную регалию — золотую цепь и миропомазал

чело, уши, бороду, грудь, плечи и кисти рук, сопровождая об- ряд словами: «Печать и дар Духа Святаго». Помазанные места отирали губкой, которую тут же сжигали в алтаре. Места эти нельзя было омывать водой в течение восьми дней. По окон- чании обряда царь становился помазанником Божиим. После миропомазания царю положили под ноги еще один ковер, золо- той, стоя на котором он причащался. Литургия подходила к кон- цу, а праздник венчания на царство продолжался: Алексей Ми- хайлович пригласил патриарха и духовенство во дворец — «хлеб есть».

Из Успенского собора царь вышел в полном государевом об- лачении со скипетром и державой в руках. Боярин Н.И. Ро- манов, родственник царя, трижды осыпал его золотыми монета- ми. Этот древний русский обычай символизировал пожелание богатства и благополучия. Венценосный самодержец прошел по расстеленному красному сукну в Архангельский собор по- клониться могилам отца и других московских царей и великих князей. Затем зашел в домовую церковь русских царей — Благовещенский собор. Всякий раз при выходе из храма царя осыпали золотыми монетами.

Наконец Алексей Михайлович через Красное крыльцо вер- нулся во дворец. Народ, ожидавший на Соборной площади окончания церемонии, кинулся в Успенский собор, чтобы по традиции оторвать на память кусочек ткани, покрывавшей «чер- тожное место». Первый день коронационных торжеств завершался праздничным обедом в Грановитой палате. Царь, сняв с себя па- радные одежды, сидел с патриархом за отдельным столом. По левую руку от царя был накрыт стол для духовенства, по пра- вую — для бояр. Местнический обычай (речь о нем пойдет далее) по требованию государя не соблюдался.

На следующий день бояре, дворяне и другие сословия по- здравляли царя и подносили ему разнообразные подарки: атла- сы, бархаты, соболя, серебряную посуду, хлеба.

Празднества по случаю венчания на царство продолжались несколько дней и сопровождались колокольными звонами, обильным угощением, щедрой раздачей милостыни.

163

Эволюция Российского государства, его внутренней и внеш- ней политики в XVII в., проведение реформ позволили стране, ее правящим кругам вступить на исходе столетия на путь ре- шительных преобразований. Россия вплотную подошла к уста- новлению абсолютной монархии.