logo

Реформа центрального управления

Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н.И. Панин (1718—1783) представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четы- рех секретарей (иностранных и внутренних дел, военного и мор- ского департаментов) и двух советников. Все важнейшие во- просы должны были рассматриваться советом в присутствии

195

императрицы, которая принимала окончательные решения. Крои ме того, предлагалось разделить Сенат на шесть департаментов

Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную власть, был отклонен Екатериной II, однако для ускорений и упорядочения делопроизводства мысль о разделе Сената былЯ проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов четыре из которых находились в Петербурге: первый занимала важнейшими внутренними и политическими делами, второй - судебными, третий ведал делами западных окраин государства путями сообщения, высшим образованием, полицией; четверя тый — военными и морскими делами. Два московских департая мента соответствовали первому и второму петербургским.

Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Се- ната. Отношения с ним она поддерживала через генерал-проку рора А.А. Вяземского (1727—1793), получившего секретную инструкцию препятствовать законодательной деятельности Се- ната. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего органа государственного управления, как было при Елизавете Петровне, он превратился в центральное административно-су- дебное учреждение.

17 января 1769 г. по указу Екатерины II был учрежден Со- вет при высочайшем дворе. Манифест гласил: «По причине те- перешних военных обстоятельств, дабы ни в которой части, к тому принадлежащей, ничего проронено не было, что служить сможет к безопасности Империи нашей, и дабы скорейшие сношения установить между учрежденных политических военных и казенных мест, рассудили Мы за нужно и за благо учредить; на время войны, при дворе и в присутствии Нашем Совет, ко- торому иметь как рассуждение, так и бдение, дабы ничего не было упущено, что служить может к обороне и безопасности Государства, также и к военным действиям, о чем о всем сей Совет беспосредственно Нам докладывать должен; выходить же из оного не будет ничего инако, как за подписанием собствен- ной Нашей руки».

Позже деятельность Сената ограничивается судебными функ- циями, дела большинства коллегий переходят к новым учреж- дениям. В 70—80 гг. XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов центрального управления. К 90-м гг. большинство колле- гий прекратило свое существование. Были оставлены лишь те коллегии, дела которых нельзя было передать органам местно- го управления: Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-кол- легия.

196

В царствование Екатерины II роль центральных органов посте- пенно была сведена к общему руководству и наблюдению, ос- новные вопросы управления стали решаться на местах.