logo

Реформа военного строительства и управления

Проведение очередной военной реформы в СССР было обу- словлено целым рядом обстоятельств. Они сводятся к следую- щему:

1 Обострение межгосударственных отношений и рост мили- таризма, обусловленные мировым экономическим кризисом конца 20-х гг. Военная угроза особенно возросла после прихо- да к власти фашистов в Германии и Италии. В области внеш- ней политики фашизм открыто провозгласил курс на завоевание мирового господства и приступил к его осуществлению.

2 Количественный рост и модернизация военной техники, возросшие требования к мобилизационной и боевой готовности войск. Территориально-милиционные формирования РККА уже не соответствовали обстановке, связанной с быстро растущей угрозой войны.

3 Проведение реформы стало возможно благодаря укрепле- нию материально-технической и социальной базы Советского го- сударства.

4 Механизму тоталитарного государства, который сформиро- вался в СССР к середине 30-х гг., должна была соответствовать и военная машина.

378

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, Рев- военсовет СССР в соответствии с указаниями Секретариата ЦК ВКП(б) разработал план мероприятий по укреплению и дальней- шему развитию советских вооруженных сил, который в мае 1934 г. был одобрен Политбюро ЦК ВКП(б) и утвержден СНК СССР.

Его главное содержание составили мероприятия по перехо- ду от смешанной системы устройства армии к кадровой.

Это переустройство заняло в основном четыре года. К 1939 г. этот процесс был завершен. Правовые основы строительства кадровых советских вооруженных сил определялись Конститу- цией СССР 1936 г., принятыми в ее развитие положениями за- кона о всеобщей воинской обязанности 1939 г. и другими пра- вовыми актами.

Переход к кадровой системе устройства требовал значитель- ных изменений в структуре центральных, окружных и местных органов военного управления.

В 1934 г. Реввоенсовет СССР был упразднен, а Наркомат по военным и морским делам переименован в Наркомат обороны (НКО) СССР. Реввоенсоветы округов и флотов также упразд- нялись. При переходе к строительству и развертыванию кадровой армии возросла роль Штаба РККА, поэтому он был преобразован в Генеральный штаб РККА. В связи с ростом Военно-морского флота и повышением его роли в системе обороны государства, в 1937 г. было признано необходимым создать самостоятельный Наркомат ВМФ СССР.

Практика руководства строительством вооруженных сил по- казала необходимость сочетания единоначалия и коллегиально- сти в высших органах военного управления. Поэтому весной 1938 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР при Наркома- те обороны и Наркомате ВМФ были учреждены Главные воен- ные советы, к компетенции которых относились наиболее важ- ные вопросы боевой готовности войск. Несколько раньше, в мае 1937 г., Военные советы были поставлены во главе округов и флотов.

Значительное увеличение численности вооруженных сил в связи с переходом на кадровую систему, выдвижение на руко- водящие должности молодых командиров, многие из которых не имели достаточного опыта работы с личным составом, массовая репрессивная кампания по «чистке Красной армии» обусловили восстановление в мае 1937 г. института военных комиссаров во всех войсковых частях, штабах, военно-учебных заведениях.

379

В целях улучшения комплектования военно-учебных заведе- ний весной 1938 г. СНК СССР принял решение о создании на базе ряда общеобразовательных средних школ специализированных

учебных заведений для подготовки кандидатов в артиллер ские, авиационные, военно-морские училища. В целом к началу Великой Отечественной войны страна располагала 19 академиями, 10 военными факультетами при гражданских вузах, 7 высшими военно-морскими училища и 203 средними военными училищами. Однако полностью ре- шить кадровую проблему до начала войны все же не удалось. Одной из причин этого были репрессии предвоенных лет.

Закон 1939 г. существенно изменил условия и порядок под- готовки молодежи к службе в рядах вооруженных сил. Прежде всего, сама подготовка выводилась из состава военной службы. Она должна была проводиться в форме начальной и допризыв- ной подготовки и только с учащейся молодежью в объеме обу- чения одиночного бойца.

Закон понизил призывной возраст с 21 до 19 лет, а для окончивших среднюю школу — до 18 лет.

Значительно сократился круг лиц, не призывавшихся в ряды вооруженных сил по политико-моральным соображениям, поль- зовавшихся освобождением от военной службы (в том числе и по религиозным причинам), а также отсрочками призыва.

В соответствии с принятой системой воинских званий уста- навливались и знаки различия, вносились некоторые изменения в форму одежды.

В последующие годы система персональных воинских званий развивалась и совершенствовалась. Так, в мае 1940 г. была вве- дена система воинских званий для высшего командного состава армии и флота — генеральские и адмиральские звания, в нояб- ре — для младшего начсостава — сержантские.

Росту профессионального мастерства и боевого духа со- ветских воинов призвано было служить развитие законодатель- ства, регулировавшего порядок поощрений, отличий и награж- дений.

380

В апреле 1930 г. были учреждены орден Ленина и орден Красной Звезды. В 1934 г. постановлением ЦИК СССР была установлена высшая степень отличия — звание Героя Советско- го Союза. В целом принятие закона о всеобщей воинской обязанности 1939 г. явилось крупным вкладом в строительство советских вооруженных сил. Закон послужил правовой основой для их развертывания, создания дополнительных частей и соединений усиления боевой мощи армии и флота. К середине 1941 г. чис- ленность Вооруженных сил СССР составляла более 5 млн чело- век, т. е. в 2,8 раза превысила численность армии 1933 г.

Закон 1939 г. просуществовал без значительных изменений до 1967 г.