logo

Управление присоединенными территориями

Присоединение многочисленных народов к России сопровож- далось часто тем, что их территории сохраняли особый правовой режим, элементы государственности, свои этнические черты и местные традиции самоуправления. Однако правители России! в управлении окраинными территориями опирались, прежде все» го, на военно-административные меры.

Управление Царством Польским. По решению Венского конгресса 1815 г. большая часть герцогства Варшавского под на- званием Царства Польского отошла к России.

Польша делилась на 8 воеводств, воеводства — на поветы, а поветы — на гмины. Во главе воеводств стояли воеводы, по- веты управлялись поветовыми старостами, а гмины — войтами. Во всех органах местного управления главную роль играла ' шляхта. Законодательным органом Царства Польского являлся Сейм, состоящий из двух палат: Сената и Посольской избы. Члены Сената назначались царем, а члены Посольской избы из- бирались шляхтой и городскими общинами. Сейм избирался на 6 лет и должен был созываться один раз в 2 года.

Александр I предоставил Польше особый статус, она управ- лялась на основе конституции. По конституции император Рос- сии являлся одновременно и наследственным королем Польши. Для управления Польшей царь назначал своего наместника.

246

При наместнике Царства Польского состоял Государственный совет, обладающий административными функциями. Наместни- ку также подчинялись министерства (военное, внутренних дел,

юстиции, финансов, просвещения, духовных дел). Царству Поль- скому предоставлялось право иметь свою армию. После подавления польского восстания 1830—1831 гг. была проведена реформа управления Польшей. Упразднялись Сейм и I государственный совет, министерства были заменены комиссиями, польская армия была также упразднена. На территории Польши размещались русские войска, находящиеся в подчинении наместника. Несколько позже воеводства были переименовали в губернии, а поветы — в уезды.

Управление Финляндией. Великое княжество Финляндское было присоединено к России в 1809 г. после войны со Швеции. Царское правительство предоставило Финляндии особый правовой статус, утвердив прежнюю финляндскую конституцию. русский император являлся одновременно великим князем Фин- ским. Он стоял во главе исполнительной и судебной вла- сти, обладал правом утверждения законов.

Законодательным органом Великого княжества являлся сейм. Для управления Финляндией Сейм в 1809 г. избрал Правитель- ственный совет Великого княжества Финляндского в составе 12 членов. Однако фактически управление Финляндией находи- лось в руках генерал-губернатора, назначаемого царем. В 1816 г. Правительственный совет был переименован в Императорский Финляндский Сенат, ведавший административными и судебными делами. Финляндия была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, подчинявшиеся генерал губернатору. Значительную роль в местном управлении играло шведское дворянство, имевшее свое корпоративное устройство.

Со временем царское правительство стало несколько огра- ничивать права Финляндии. Все большее значение приобретал статс-секретарь по финляндским делам, находившийся при царе.

Управление Бессарабией. В первые годы после присоеди- нения (1812—1828) в Бессарабии сохранялось прежнее админи- стративное устройство. Новый закон 1828 г. (Учреждение для управления Бессарабской областью) отменил наместничество, и в Бессарабии была введена общерусская административная система.

247

Для ее управления в 1813 г. был опубликованы Правила временного правления Бессарабией, согласно которым всеми делами внутреннего управления краем ведал гражданский губернатор. В 1816 г. была введена должность полномочного наместника. Управление Грузией. Фактически присоединение Грузии к России состоялось лишь после победы России над Турцией и Ираном в 10—20-е гг. XIX в.

Водочная Грузия была разделена на 5 уездов, в каждом из которых создана управа земской полиции во главе с капитан-испанником из числа русских чиновников и двух заседателей из грузин ских Дворян. Городами управляли военные коменданты, которая были Ьусскими офицерами. Их помощниками являлись полицией стеры — представители грузинского дворянства. В 1846 г. была административно разделена на две губернии (Тифлисскую и Кутаисскую), а губернии — на уезды.

В Делом управление Грузией было вверено командиру отданного Кавказского корпуса, который одновременно был главнокомандующим Грузии. Непосредственное управление Грузии была сосредоточено в Верховном грузинском правлении во глав с царским генералом. Правление делилось на четыре экспедицию (административных дел, казны и экономических дел, уголовную гражданскую), которые возглавляли русские чиновники.

Управление Северным Азербайджаном и Арменией. В начале ХХ в. к России присоединен Северный Азербайджан его территория была поделена на несколько провинций. Управление провинцией осуществлялось комендантом, назначаемая из чина русских офицеров. Провинции, в свою очередь, делись на. магалы, которые управлялись магальными наибами иместных феодалов.

В 1&;28 г. к России были присоединены Эриванское и На- хичевапское ханства, из которых затем была образована Армян! екая область. Для управления ею создано областное управлении во главь с областным начальником. Область была поделена на округа, возглавляемые окружными начальниками, а округа — на магалы, Во главе которых стоял наиб из местных дворян.

Позднее для управления всем Закавказьем царское прави- тельствс) назначило наместника. Он обладал широкими власт- ными полномочиями в административной, судебной и военной!

* * *

Российская система государственного управления при Александре I становится более четкой и разветв- ленной, создается система органов вертикального от- раслевого управления (министерства заменяют колле- гии), усиливаются элементы законности.

248

В России создается новый высший совещательный орган — Государственный совет, которому была передана

К значительная часть функций Сената. Однако большин- ство планов преобразований выполнено не было, а про- веденные реформы не имели принципиального харак- тера.

Император Николай I, вступив на трон, вынужден был для стабилизации положения в стране усилить карательные функции власти. Россия была разделена на жандармские округа, при Императорской канцеля- рии было учреждено III отделение, усилен полицей- ский надзор за печатью, ужесточена сословность образования. Николай I с наибольшей последователь- ностью оставался верным самодержавию, хотя и до- пускал либерализм в тех случаях, если это не под- рывало власть. При нем была осуществлена реформа государственных крестьян, посессионные рабочие от- пущены на волю, купечеству и духовенству предос- тавлены привилегии, ограничено дробление поме- щичьих имений.

Он много и долго работал над вопросом отмены крепостного права, но провести ее не решился. Одна- ко вся эта деятельность способствовала подготовке и проведению дальнейших преобразований в России.