Система органов государственного управления в период Гражданской войны
Оформившаяся в Советской России к лету 1918 г. система уп- равления была готова к проведению жесткой централизации. Пред- приятия лишались самостоятельности в целях выявления и мак- симального использования наличных ресурсов. Верховным органом стал учрежденный ВЦИК 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и кре- стьянской обороны под председательством В.И. Ленина, который был призван установить твердый режим во всех отраслях народ- ного хозяйства и координировать работу ведомств.
Совету обороны предоставлялась «вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны», его постановления были обязательны для всех ведомств, учреждений и граждан.
Органами Совета обороны являлись: Чрезвычайный упол- номоченный по снабжению Красной армии и флота, а также уполномоченные, которых Совет обороны при необходимости по- сылал туда, где складывалась наиболее трудная обстановка, на опасные участки фронта, в прифронтовые районы, на транспорт, на предприятия военной промышленности. Уполномоченные Совета обороны действовали от его имени и наделялись чрез- вычайными правами, в том числе правом отстранять от долж- ности и предавать суду ревтрибунала виновных.
Создание подобной чрезвычайной системы противоречило Конституции РСФСР 1918 г., требовавшей, чтобы «установ- ление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции осуществлялось исключительно Всероссийским съездом Советов». Однако обстановка военного времени обусло- вила создание чрезвычайных органов власти и на местах — ре- волюционных комитетов (ревкомов), которые подразделялись на республиканские (Азербайджанский, Башкирский, Белорусский, Татарский и т. д.), областные (Восточно-Забайкальский, Даль- невосточный, Крымский и др.), губернские, уездные, городские, подпольные (в тылу врага) и др.
328
коллегию из 3—5 человек — представителей партийных органов, советов и военного командования.
Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ. Его структура приобрела ярко выраженный военный ха- рактер. Центральный аппарат ВСНХ состоял из общих (функ- циональных) отделов, таких, как отдел организации производст- ва, отдел снабжения и нормирования, финансово-экономический и другие, и производственных отделов (металла, горный, тек- стильный и др.). Производственные отделы решали общие во- просы распределения сырья, ведали учетом и распределением готовой продукции, финансированием отдельных отраслей. В ве- дении производственных отделов ВСНХ находилось по несколь-" ку родственных отраслей промышленности.
Оперативное повседневное руководство предприятиями каж- дой отдельной отрасли было сосредоточено в основном в так называемых главных комитетах — главках, или центрах, под- чинявшихся ВСНХ (Главнефть, Главсоль, Центромедь и др.). До конца 1918 г. было создано 42 главка. Между главком и пред- приятием в ряде отраслей стояло еще одно звено — трест, управлявший несколькими предприятиями.
329
говорилось, что «основным условием хозяйственного возрож- дения страны является неуклонное проведение хозяйственно- го единого плана, рассчитанного на ближайшую историческую эпоху».
Острая необходимость организации удовлетворительной рабо- ты транспорта в условиях разрухи требовала соответствую- щих государственно-правовых мер. Декретом СНК от 28 ноября 1918 г. было введено военное положение на железных дорогах, учреждены чрезвычайные военные комиссары железных дорог, наделенные исключительными полномочиями, образованы спе- циальные железнодорожные заградительные отряды. В целях объединения железнодорожного и водного транспорта была соз- дана чрезвычайная транспортная комиссия.
Жизненно важная проблема обеспечения продовольствием обусловила предоставление Наркомпроду чрезвычайных полно- мочий: сверх компетенции издавать общеобязательные постанов- ления; применять вооруженную силу в случаях противодействия отбиранию хлеба или иных продуктов; смещать, подвергать аресту, предавать революционному суду должностных лиц всех ведомств и общественных организаций; иметь специальные вооруженные формирования. (Продовольственно-реквизиционная армия Наркомпрода РСФСР насчитывала в октябре 1919 г. свы- ше 45 тыс. чел.)
Декретом ВЦИК и СНК от 2 мая 1918 г. учреждались чрез- вычайные местные органы Наркомпрода — губернские и уезд- ные продкомитеты во главе с соответствующим комиссаром про- довольствия.
330
РКСМ, то II (октябрь 1919 г.) — уже 96 тыс., а III (октябрь 1920 г.) — 400 тыс.
Активное участие в жизни страны принимали и профсоюзы. Членство в них было обязательным для рабочих и служащих. Поэто- му они представляли самую многочисленную организацию, в рядах которой в 1920 г. насчитывалось свыше 4 млн человек. Профсоюзы играли большую роль на производстве. Им принадлежало право вы- бирать третью часть членов фабрично-заводских управлений (две трети назначало правительство), они осуществляли нормирование труда и заработной платы, определяли размер продовольственного пайка и т. п.
В систему чрезвычайных органов власти и управления Совет- ской России входили органы военного управления на театре военных действий и в местностях, объявленных на военном по- ложении, на которых возлагалась обязанность «принятия всех вызываемых обстоятельствами чрезвычайных мер в интересах революционного порядка или успеха ведения войны».
Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрре- волюцией, спекуляцией и преступлениями по должности также занимала важное место в государственной системе.
В налаживании действенности государственных органов ва- жен был контроль за исполнением принятых законодательных актов. При этом неизбежно усиливалась роль партийного конт- роля. Ленин предложил слить контрольные партийные учрежде- ния с контрольными советскими. Так был создан новый орган — ЦКК—РКИ.
Роль руководителя строительством нового общества отводи- лась Коммунистической партии, призванной направлять дея- тельность Советов, профсоюзов, комсомола и других массовых организаций.
В целом созданная в годы Гражданской войны система чрезвы- чайных органов власти и управления Советской России в центре и на местах явилась одним из факторов, обеспечивших победу со- ветской власти. Опыт организации и деятельности чрезвычайных органов оказал большое влияние на последующую практику совет- ского государственного строительства.
- Учебника для вузов в.И. Щепетев
- Оглавление
- Глава I. Общие положения 11
- Глава II. Образование русского государства.
- Глава III. Управление на Руси в период феодальной
- Глава IV. Государственное управление Россией
- 3. Государственное управление в России в XVI в. ……………………………………111
- Глава V. Государственное управление Россией в XVII в ...137
- Глава VI. Государственное управление Россией в XVIII в ...165
- 4.Управление в Российской империи в конце XVIII в ………………...205
- Глава VII. Государственное управление Российской империи
- Глава VIII. Российское государственное управление
- Глава IX. Государственное управление в России
- Глава X. Государственное управление Россией
- Глава XI. Развитие государственного управления
- Глава XII. Российское государственное управление
- Введение
- Глава I общие положения
- 1. О государстве
- 2. Теории возникновения государства
- Теологическая теория
- Патриархальная теория
- Договорная теория
- Теория насилия
- Органическая теория
- Материалистическая теория
- Психологическая теория
- 3. Понятие государства Признаки государства
- Атрибуты государства
- Функции государства
- Формы и методы осуществления функций государства
- Типы и формы государства
- Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
- Политический (государственный) режим: понятие и виды
- Механизм государства: понятие и структура
- Органы государства: понятие, признаки, виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Место и роль государства в политической системе общества
- 4. Власть и государство
- Вопросы для повторения
- Глава II образование русского государства. Становление государственного управления
- О древних славянах
- Общественный строй и начало формирования государственного управления (IX—X вв.)
- Вера на Руси
- Государственное управление Киевской Руси
- Вопросы для повторения
- Глава III управление на руси в период феодальной раздробленности
- 1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления
- Управление Владимиро-Суздальским княжеством
- Управление Галицко-Волынским княжеством
- Управление в Новгородской республике
- 2. Управление на руси в период монголо-татарского нашествия Образование государства у монголов
- Завоевательные походы
- Система управления Золотой Орды завоеванными землями
- 3. Развитие государственного управления на руси в XIV—XV вв.
- Начало объединения Руси под властью московских князей
- Вопросы для повторения
- Глава IV государственное управление россией в конце XV—XVI в.
- 1. Предпосылки создания централизованного управления государством
- 2. Развитие государственного управления
- Городское управление
- Церковное управление
- Создание единой правовой и судебной системы
- Атрибуты государственности
- 3. Государственное управление в россии в XVI в. Социальный строй Московского государства в XVI в.
- Елена Глинская и боярское правление
- Правление Ивана IV Грозного
- Боярская дума
- Местное управление
- Военное управление
- Отношения государства и церкви
- Развитие законодательства
- 4. Концепции развития централизованного государственного управления в россии в XV—XVI вв.
- Глава V государственное управление россией в XVII в.
- Боярская дума
- Приказы
- Местное управление
- Государственное управление Россией в период Смутного времени
- Для государственного управления
- Влияние изменений государственного управления на общественные отношения в XVII в.
- Изменения в титуле и обрядности власти
- Вопросы для повторения
- Глава VI государственное управление россией в XVIII в.
- 1. Государственное управление в россии в первой половине XVIII в. Петр I
- Высшие органы власти и управления
- Изменения в судебной системе
- Реформа местного управления
- Реформа городского управления
- Реформа армии и военного управления
- Влияние государственного управления на общественные отношения при Петре I
- 2. Государственное управление в россии во второй четверти XVIII в.
- Причины дворцовых переворотов. Борьба за власть
- Рост привилегий дворянства и усиление крепостного права
- Вопросы для повторения
- 3. Особенности государственного управления в россии во второй половине XVIII в.
- Реформа центрального управления
- «Учреждение губерний Российской империи» (областная реформа 1775 г.)
- Дворянское самоуправление
- Развитие системы законодательства
- 4. Управление в российской империи в конце XVIII в.
- Государство и церковь
- Итоги преобразований XVIII в.
- Вопросы для повторения
- Глава VII
- 2. Государственное управление при александре I
- Государственный совет
- Министерства
- 3. Государственное управление российской империи при николае I
- Российское чиновничество при Николае I
- Местное и губернское управление
- Полицейское управление
- Сословные учреждения. Финансовые и административно- хозяйственные органы
- Управление крестьянами
- Укрепление дворянского сословия
- Цензура и контроль над образованием
- Идеи декабристов о государственном устройстве
- Кодификация законов и реформирование судебной системы
- Управление присоединенными территориями
- Вопросы для повторения
- Глава VIII российское государственное управление во второй половине
- 1. Александр II. Реформы и особенности государственного управления
- Крестьянская реформа
- Реформа государственного управления
- Земская (1864) и городская (1870) реформы
- Судебная реформа 1864 г.
- Реформа армии и военного управления
- Реформа образования
- Финансовые реформы
- Органы управления крестьянами
- Итоги реформ
- 2. Государственное управление россией в период царствования александра III
- Городская контрреформа
- Политика в области просвещения
- Отношение к дворянству
- Управление экономикой страны
- Изменения в земском управлении
- Тенденции развития права
- Глава IX государственное управление в россии в начале XX в.
- 1. Государственное управление при николае II
- Россия в начале XX в.
- Изменения в управлении российской экономикой сю. Витте
- Государственное управление
- Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства
- I Государственная Дума
- II Государственная Дума
- Третьеиюньская монархия. III Государственная Дума
- IV Государственная Дума
- Значение столыпинской аграрной реформы (1906—1910) для государственного управления
- Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
- 2. Государственное управление россией в период революций 1917 г.
- Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России
- Государственное управление Россией после Февральской революции
- Изменения в государственном строе
- Вопросы для повторения
- Глава X государственное управление россией в советский период
- 1. Создание советского государства. Становление и развитие советского государственного управления
- 24 Октября Не получив опровержения, Керенский начал наступление
- 25 Октября Утром Керенский выехал из Петрограда в Псков, в штаб
- II Всероссийский съезд Советов. Создание нового правительственного аппарата
- Учредительное собрание
- Учредительное собрание (присутствовали 707 депутатов)
- 3 (Объединительный) съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
- Первые преобразования советской власти
- Государство и церковь
- Становление однопартийной системы в России
- Конституция рсфср 1918 г. — первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
- Система органов государственного управления в период Гражданской войны
- Управление государством в период политики «военного коммунизма»
- Создание Рабоче-крестьянской Красной армии
- Становление системы советских судебных органов
- Чрезвычайные органы государственной власти
- Создание советской милиции
- 2. Система управления советским государством в 1920—1941 гг. Государственное управление в период нэПа
- Формирование режима личной власти Сталина
- Образование ссср
- Конституция ссср 1924 г. Формирование органов власти
- Изменение государственного управления в период отмены нэПа
- Государственное управление в период коллективизации и индустриализации страны
- Реформа военного управления
- Изменение судебной системы в 1922—1926 гг.
- Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (вчк — гпу — огпу) и милиции
- Развитие системы права
- Советский тоталитарный режим в 30-е гг. XX в.
- Изменение государственного управления после Конституции 1936 г.
- Реформа военного строительства и управления
- Реформирование управления органами суда, прокуратуры и государственной безопасности
- 3. Особенности государственного управления в годы великой отечественной войны
- Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941—1945)
- Реформа управления вооруженными силами (1941—1945)
- Глава XI развитие государственного управления в послевоенный период
- 1. Кризис власти и первая попытка
- Реформирования тоталитарного государственного механизма ссср (1945 — начало 60-х гг. XX в.)
- Высшие органы власти
- Реформы государственного управления
- Реформа управления вооруженными силами
- Особенности развития органов государственной безопасности
- Послевоенное развитие советского законодательства
- 2. Российское государственное управление в середине 60-х — первой половине 80-х гг. XX в.
- Персонализация власти и социальная структура советского общества
- Конституция ссср 1977 г. Изменения в государственном управлении
- Реформа управления вооруженными силами
- Кодификация законодательства
- 3. Ю.В. Андропов. Попытки реформирования государственного управления. К.У. Черненко
- Вопросы для повторения
- Глава XII российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- 1. Совершенствование системы государственного управления 1985—1993 гг.
- Лозунги новой политики м.С. Горбачева
- Основные направления реформирования политической системы
- Кризис государственного управления. Распад ссср и создание снг
- Внешнеполитическое управление 1985—1991 гг.
- 2. Российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- Судебная власть в России
- Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти
- 31 Декабря 1999 г. Президент России б.Н. Ельцин объявил о том, что он слагает свои полномочия и пе- редает их премьер-министру страны в.В. Путину.
- 26 Марта 2000 г. Президентом Российской Федера- ции был избран в.В. Путин. Вопросы для повторения
- Хронология
- Великие князья, цари, императоры, премьеры, генсеки, президенты
- Основные политические партии россии в конце XIX — начале XX вв.
- Образование и численность профессионально-политических союзов, входивших в состав Союза союзов
- Россия и запад в XIX — начале XX вв. Среднемесячный заработок чернорабочего (1904):
- Потребление главнейших продуктов (кг) на душу населения (1911)
- Основные показатели России, сша и Англии в 1896—1912 гг.
- Сравнение денег русских и иностранных
- Развитие железнодорожного строительства в России в 1861—1895 гг.
- Сословный состав учащихся средней школы в 1833—1885 гг. (%)
- Население российского государства
- Российское городское население
- Территория российской империи
- Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в. Председатели Государственной Думы (представительного законодательного учреждения царской России в 1906—1917 гг.)
- Председатели Совета министров (правительства России в 1905—1917 гг.)
- Главы Временного правительства в 1917 г.
- Органы управления и руководители советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Название должности главы государства по Конституции
- Название главы правительства Советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Главы государства
- Цик ссср (1923—1938) Председатели цик От рсфср
- От усср
- Секретари цик
- Председатели вцик ссср
- Главы Советского правительства (с указанием должности)
- Председатели Верховного Совета рсфср
- Председатели Совета министров Российской Федерации
- Преемственность российской государственности
- Конституции (основные законы)
- Столицы и резиденции россии
- Церковная власть Предстоятели русской церкви
- Литература