logo

Конституция ссср 1977 г. Изменения в государственном управлении

Очередная Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. Во вводной ее части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определялось понятие раз- витого социалистического общества и утверждалось, что сло- жилась новая историческая общность людей — советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, прин- ципы организации и цели социалистического общенародного госу- дарства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Конституция состояла из 9 разделов, 21 главы и 174 статей.

425

Кардинально новым в данном документе было отсутствие за- верений о скором построении коммунистического общества. Вместо этого появились положения о формировании общества так называемого «развитого социализма», что позволило отсту- пить от тезиса о неизбежном отмирании государства по мере построения нового общества. Кроме того, уменьшался разрыв между реальностью и теорией, становилась более понятной не- обходимость проведения экономических реформ для еще боль- шего улучшения благосостояния граждан.

Конституция 1977 г. более решительно обосновывала и утвер- ждала ведущую роль Коммунистической партии. Более того, она формально узаконивала КПСС в качестве руководящей и на- правляющей силы советского общества, ядра политической сис- темы государства.

Конституция также провозглашала участие трудящихся в управлении государством на основе подлинной демократии трудовых коллективов, что соответствовало представлению об «общенародном государстве», заменившем понятие диктатуры пролетариата.

Реальность сильно отличалась от деклараций.

Советы всех уровней реальной властью не обладали. Проф- союзы давно перестали восприниматься как органы защиты эко- номических прав трудящихся. Общественные организации носи- ли официальный характер. Комсомол был школой для будущих партийных функционеров. В самой партии все резче обознача- лось расслоение на правящие «верхи» и партийные «низы». Со- циальный статус личности напрямую зависел от ее партийной принадлежности. На включенные в номенклатурный список го- сударственные должности дорога открывалась только при на- личии партийного билета.

Разделы V и VI описывали структуру и функции высших ор- ганов государственной власти и управления в СССР, союзных республиках и местных органов власти.

426

Высшим органом государственной власти, правомочным ре- шать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозгла- шался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равно- правных палат: Совета Союза и Совета национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции выс- шего органа государственной власти в период между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии. Исполнительным высшим и распорядительным органом государства стал Совет министров — Правительства СССР. Последние разделы Конституции были посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку изменения Конституции. Период развитого социализма стал эпохой расцвета партийно-хозяйственной советской верхушки, которая фактически превратилась в особую привилегированную прослойку общества

(номенклатуру), отличавшуюся своими собственными законами пополнения кадров, иерархией должностей и полномочий. («Но- менклатура» — список должностей, замещение которых проис- ходило путем назначения сверху.) Окончательное формирование советской номенклатуры относится именно к брежневскому пе- риоду. Номенклатура сосредоточила в своих руках партийную и государственную власть, а также контроль над вооруженны- ми силами.