Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти
В декабре 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание — новый орган представительной власти, заменивший Верховный Совет.
Одновременно 12 декабря 1993 г. на референдуме была при- нята новая Конституция России, определившая систему госу- дарственного устройства в постсоциалистической России.
Новая конституция закрепила политические изменения, про- исшедшие в стране, утвердила новые основы социальных, иму- щественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.
В соответствии со статьей 1 Основного закона Россий- ская Федерация — Россия есть демократическое федератив- ное государство с республиканской формой правления.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, который осуще- ствляет свою власть непосредственно, а также через органы го- сударственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 10 Конституции закрепляет демократический респуб- ликанский правовой строй, утверждая принцип разделения вла- стей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, по конституции, самостоятельны. Таким об- разом, государственную власть в Российской Федерации осуще- ствляют:
Президент Российской Федерации;
Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государст- венная Дума);
Правительство Российской Федерации;
суды Российской Федерации.
450
Несмотря на новые демократические формы и принципы соз- данной системы институтов государственного управления, было очевидно усиление в распределении власти от представительных органов к президенту. Эта проблема остается в центре внима- ния общественности, политических партий, а дискуссии по во- просу необходимости перераспределения властных функций в пользу главным образом представительной власти обостряются вместе с нарастающими трудностями реформ. Видимо, сложив- шийся баланс полномочий в настоящий момент в целом отве- чает условиям переходного периода, который не может быть преодолен без сильного авторитарного элемента в управлении. Кроме того, «президентская» структура государственной власти в России обоснована не только условиями переходного перио- да, но имеет и глубокие исторические корни и традиции.
* * *
Деятельность Совета Федерации Федерального Со- брания Российской Федерации, Государственной Ду- мы, избранной на основе Конституции России 1993 г., позволила в определенной мере стабилизировать политическую обстановку в стране, свести политиче- скую борьбу в значительной степени к парламентским формам.
В 1993 г. в России наблюдался высокий процент ин- фляции. Экономические проблемы были чрезвычайно сложными. Жизненный уровень населения продолжал падать. Российское правительство в начале 1994 г. ста- ло проводить жесткий антиинфляционный курс.
В этот же период шла приватизация предприятий. Суть ее состояла в стремлении привлечь средства для финансирования промышленности и повысить инвестиции в реальный сектор экономики. Однако эта задача оста- лась невыполненной. Деньги, полученные за продажу предприятий, стали использоваться для выплаты зара- ботной платы, пенсий, решения других проблем.
И только в 1994—1997 гг. удалось значительно снизить темпы инфляции. Важнейшим результатом приватизации стало радикальное изменение форм собственности в стране.
451
и качественное ухудшение состояния промышленности и сельского хозяйства. Высокие темпы инфляции, нестабильность банковской системы потребовали усиления государственного контроля над финансами. Центробанк России отказался от финансирования дефицита государственного бюджета за счет льготных кредитов, был установлен жесткий контроль над денежной массой, что позволило до лета 1998 г. поддерживать стабильный курс рубля относительно доллара. Обратным результатом этих мер стали многомесячные задержки заработной платы бюджетникам, пенсий, недофинансирование государственных расходов. Для поддержания бюджета государство, министерство финансов широко использовали внутренние ресурсы. Поиск денег именно на внутреннем рынке не был случайностью. Возможности получать средства извне сократились. В конце 1997 г. началось резкое падение мировых цен на нефть, что в свою очередь повлекло снижение цен на те виды сырья, в стоимость которых закладывались большие расходы на энергоносители: медь, никель, алюминий. Для России это означало дополнительное падение доходов от экспорта.
Эти и другие факторы привели к тяжелому экономическому кризису в России в августе 1998 г. Было объявлено о фактическом банкротстве страны. Одно- временно Центробанк отказывался поддерживать прежний курс рубля.
Следствием этого стало стремительное подорожа- ние доллара. Далее последовал тяжелейший банков- ский кризис. Многие частные банки следом за госу- дарством стали отказывать своим клиентам в выплате их собственных средств. Осложнилось и внешнеэко- номическое положение страны. Западные финансо- вые институты отказывали России в кредитах.
События 17 августа 1998 г. подвели определенный итог неудачам в проведении реформ в стране в 90-е гг. и вызвали разногласия о сущности экономических ре- форм, их результатах и перспективах.
452
президентом России на пост премьер-министра. После борьбы за новую кандидатуру премьер-министра прави- тельство возглавил политик, имеющий большой опыт и пользующийся авторитетом, — бывший министр ино- странных дел Е.М. Примаков. Е.М. Примаков был пер- вым после 1993 г., кто пользовался поддержкой Фе- дерального Собрания.
Правительство, возглавляемое Е.М. Примаковым, су- мело создать условия для экономического роста. Эти тенденции затем приобрели относительно стабильный характер.
В 1996 г. президент Б.Н. Ельцин был переизбран на второй срок, получив во втором туре 55% голосов.
В мае 1999 г. ряд фракций Государственной Думы пред- приняли попытку объявила импичмент президенту Ельци- ну. Эта попытка провалилась, однако она спровоцировала длительный кризис во взаимоотношениях президента и ру- ководства правительства. 12 мая 1999 г. Е.М. Примаков был отправлен в отставку, и на пост премьер-министра был назначен СВ. Степашин. 9 августа 1999 г. его сменил В.В. Путин.
- Учебника для вузов в.И. Щепетев
- Оглавление
- Глава I. Общие положения 11
- Глава II. Образование русского государства.
- Глава III. Управление на Руси в период феодальной
- Глава IV. Государственное управление Россией
- 3. Государственное управление в России в XVI в. ……………………………………111
- Глава V. Государственное управление Россией в XVII в ...137
- Глава VI. Государственное управление Россией в XVIII в ...165
- 4.Управление в Российской империи в конце XVIII в ………………...205
- Глава VII. Государственное управление Российской империи
- Глава VIII. Российское государственное управление
- Глава IX. Государственное управление в России
- Глава X. Государственное управление Россией
- Глава XI. Развитие государственного управления
- Глава XII. Российское государственное управление
- Введение
- Глава I общие положения
- 1. О государстве
- 2. Теории возникновения государства
- Теологическая теория
- Патриархальная теория
- Договорная теория
- Теория насилия
- Органическая теория
- Материалистическая теория
- Психологическая теория
- 3. Понятие государства Признаки государства
- Атрибуты государства
- Функции государства
- Формы и методы осуществления функций государства
- Типы и формы государства
- Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
- Политический (государственный) режим: понятие и виды
- Механизм государства: понятие и структура
- Органы государства: понятие, признаки, виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Место и роль государства в политической системе общества
- 4. Власть и государство
- Вопросы для повторения
- Глава II образование русского государства. Становление государственного управления
- О древних славянах
- Общественный строй и начало формирования государственного управления (IX—X вв.)
- Вера на Руси
- Государственное управление Киевской Руси
- Вопросы для повторения
- Глава III управление на руси в период феодальной раздробленности
- 1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления
- Управление Владимиро-Суздальским княжеством
- Управление Галицко-Волынским княжеством
- Управление в Новгородской республике
- 2. Управление на руси в период монголо-татарского нашествия Образование государства у монголов
- Завоевательные походы
- Система управления Золотой Орды завоеванными землями
- 3. Развитие государственного управления на руси в XIV—XV вв.
- Начало объединения Руси под властью московских князей
- Вопросы для повторения
- Глава IV государственное управление россией в конце XV—XVI в.
- 1. Предпосылки создания централизованного управления государством
- 2. Развитие государственного управления
- Городское управление
- Церковное управление
- Создание единой правовой и судебной системы
- Атрибуты государственности
- 3. Государственное управление в россии в XVI в. Социальный строй Московского государства в XVI в.
- Елена Глинская и боярское правление
- Правление Ивана IV Грозного
- Боярская дума
- Местное управление
- Военное управление
- Отношения государства и церкви
- Развитие законодательства
- 4. Концепции развития централизованного государственного управления в россии в XV—XVI вв.
- Глава V государственное управление россией в XVII в.
- Боярская дума
- Приказы
- Местное управление
- Государственное управление Россией в период Смутного времени
- Для государственного управления
- Влияние изменений государственного управления на общественные отношения в XVII в.
- Изменения в титуле и обрядности власти
- Вопросы для повторения
- Глава VI государственное управление россией в XVIII в.
- 1. Государственное управление в россии в первой половине XVIII в. Петр I
- Высшие органы власти и управления
- Изменения в судебной системе
- Реформа местного управления
- Реформа городского управления
- Реформа армии и военного управления
- Влияние государственного управления на общественные отношения при Петре I
- 2. Государственное управление в россии во второй четверти XVIII в.
- Причины дворцовых переворотов. Борьба за власть
- Рост привилегий дворянства и усиление крепостного права
- Вопросы для повторения
- 3. Особенности государственного управления в россии во второй половине XVIII в.
- Реформа центрального управления
- «Учреждение губерний Российской империи» (областная реформа 1775 г.)
- Дворянское самоуправление
- Развитие системы законодательства
- 4. Управление в российской империи в конце XVIII в.
- Государство и церковь
- Итоги преобразований XVIII в.
- Вопросы для повторения
- Глава VII
- 2. Государственное управление при александре I
- Государственный совет
- Министерства
- 3. Государственное управление российской империи при николае I
- Российское чиновничество при Николае I
- Местное и губернское управление
- Полицейское управление
- Сословные учреждения. Финансовые и административно- хозяйственные органы
- Управление крестьянами
- Укрепление дворянского сословия
- Цензура и контроль над образованием
- Идеи декабристов о государственном устройстве
- Кодификация законов и реформирование судебной системы
- Управление присоединенными территориями
- Вопросы для повторения
- Глава VIII российское государственное управление во второй половине
- 1. Александр II. Реформы и особенности государственного управления
- Крестьянская реформа
- Реформа государственного управления
- Земская (1864) и городская (1870) реформы
- Судебная реформа 1864 г.
- Реформа армии и военного управления
- Реформа образования
- Финансовые реформы
- Органы управления крестьянами
- Итоги реформ
- 2. Государственное управление россией в период царствования александра III
- Городская контрреформа
- Политика в области просвещения
- Отношение к дворянству
- Управление экономикой страны
- Изменения в земском управлении
- Тенденции развития права
- Глава IX государственное управление в россии в начале XX в.
- 1. Государственное управление при николае II
- Россия в начале XX в.
- Изменения в управлении российской экономикой сю. Витте
- Государственное управление
- Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства
- I Государственная Дума
- II Государственная Дума
- Третьеиюньская монархия. III Государственная Дума
- IV Государственная Дума
- Значение столыпинской аграрной реформы (1906—1910) для государственного управления
- Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
- 2. Государственное управление россией в период революций 1917 г.
- Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России
- Государственное управление Россией после Февральской революции
- Изменения в государственном строе
- Вопросы для повторения
- Глава X государственное управление россией в советский период
- 1. Создание советского государства. Становление и развитие советского государственного управления
- 24 Октября Не получив опровержения, Керенский начал наступление
- 25 Октября Утром Керенский выехал из Петрограда в Псков, в штаб
- II Всероссийский съезд Советов. Создание нового правительственного аппарата
- Учредительное собрание
- Учредительное собрание (присутствовали 707 депутатов)
- 3 (Объединительный) съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
- Первые преобразования советской власти
- Государство и церковь
- Становление однопартийной системы в России
- Конституция рсфср 1918 г. — первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
- Система органов государственного управления в период Гражданской войны
- Управление государством в период политики «военного коммунизма»
- Создание Рабоче-крестьянской Красной армии
- Становление системы советских судебных органов
- Чрезвычайные органы государственной власти
- Создание советской милиции
- 2. Система управления советским государством в 1920—1941 гг. Государственное управление в период нэПа
- Формирование режима личной власти Сталина
- Образование ссср
- Конституция ссср 1924 г. Формирование органов власти
- Изменение государственного управления в период отмены нэПа
- Государственное управление в период коллективизации и индустриализации страны
- Реформа военного управления
- Изменение судебной системы в 1922—1926 гг.
- Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (вчк — гпу — огпу) и милиции
- Развитие системы права
- Советский тоталитарный режим в 30-е гг. XX в.
- Изменение государственного управления после Конституции 1936 г.
- Реформа военного строительства и управления
- Реформирование управления органами суда, прокуратуры и государственной безопасности
- 3. Особенности государственного управления в годы великой отечественной войны
- Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941—1945)
- Реформа управления вооруженными силами (1941—1945)
- Глава XI развитие государственного управления в послевоенный период
- 1. Кризис власти и первая попытка
- Реформирования тоталитарного государственного механизма ссср (1945 — начало 60-х гг. XX в.)
- Высшие органы власти
- Реформы государственного управления
- Реформа управления вооруженными силами
- Особенности развития органов государственной безопасности
- Послевоенное развитие советского законодательства
- 2. Российское государственное управление в середине 60-х — первой половине 80-х гг. XX в.
- Персонализация власти и социальная структура советского общества
- Конституция ссср 1977 г. Изменения в государственном управлении
- Реформа управления вооруженными силами
- Кодификация законодательства
- 3. Ю.В. Андропов. Попытки реформирования государственного управления. К.У. Черненко
- Вопросы для повторения
- Глава XII российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- 1. Совершенствование системы государственного управления 1985—1993 гг.
- Лозунги новой политики м.С. Горбачева
- Основные направления реформирования политической системы
- Кризис государственного управления. Распад ссср и создание снг
- Внешнеполитическое управление 1985—1991 гг.
- 2. Российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- Судебная власть в России
- Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти
- 31 Декабря 1999 г. Президент России б.Н. Ельцин объявил о том, что он слагает свои полномочия и пе- редает их премьер-министру страны в.В. Путину.
- 26 Марта 2000 г. Президентом Российской Федера- ции был избран в.В. Путин. Вопросы для повторения
- Хронология
- Великие князья, цари, императоры, премьеры, генсеки, президенты
- Основные политические партии россии в конце XIX — начале XX вв.
- Образование и численность профессионально-политических союзов, входивших в состав Союза союзов
- Россия и запад в XIX — начале XX вв. Среднемесячный заработок чернорабочего (1904):
- Потребление главнейших продуктов (кг) на душу населения (1911)
- Основные показатели России, сша и Англии в 1896—1912 гг.
- Сравнение денег русских и иностранных
- Развитие железнодорожного строительства в России в 1861—1895 гг.
- Сословный состав учащихся средней школы в 1833—1885 гг. (%)
- Население российского государства
- Российское городское население
- Территория российской империи
- Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в. Председатели Государственной Думы (представительного законодательного учреждения царской России в 1906—1917 гг.)
- Председатели Совета министров (правительства России в 1905—1917 гг.)
- Главы Временного правительства в 1917 г.
- Органы управления и руководители советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Название должности главы государства по Конституции
- Название главы правительства Советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Главы государства
- Цик ссср (1923—1938) Председатели цик От рсфср
- От усср
- Секретари цик
- Председатели вцик ссср
- Главы Советского правительства (с указанием должности)
- Председатели Верховного Совета рсфср
- Председатели Совета министров Российской Федерации
- Преемственность российской государственности
- Конституции (основные законы)
- Столицы и резиденции россии
- Церковная власть Предстоятели русской церкви
- Литература