logo

Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти

В декабре 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание — новый орган представительной власти, заменивший Верховный Совет.

Одновременно 12 декабря 1993 г. на референдуме была при- нята новая Конституция России, определившая систему госу- дарственного устройства в постсоциалистической России.

Новая конституция закрепила политические изменения, про- исшедшие в стране, утвердила новые основы социальных, иму- щественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.

В соответствии со статьей 1 Основного закона Россий- ская Федерация — Россия есть демократическое федератив- ное государство с республиканской формой правления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, который осуще- ствляет свою власть непосредственно, а также через органы го- сударственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 10 Конституции закрепляет демократический респуб- ликанский правовой строй, утверждая принцип разделения вла- стей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, по конституции, самостоятельны. Таким об- разом, государственную власть в Российской Федерации осуще- ствляют:

450

Характер государственной власти, основанный на положениях конституции, отражает в целом переходный характер государствен- ной власти от авторитарной — к подлинно демократической, пе- реход от тоталитарного общества — к гражданскому.

Несмотря на новые демократические формы и принципы соз- данной системы институтов государственного управления, было очевидно усиление в распределении власти от представительных органов к президенту. Эта проблема остается в центре внима- ния общественности, политических партий, а дискуссии по во- просу необходимости перераспределения властных функций в пользу главным образом представительной власти обостряются вместе с нарастающими трудностями реформ. Видимо, сложив- шийся баланс полномочий в настоящий момент в целом отве- чает условиям переходного периода, который не может быть преодолен без сильного авторитарного элемента в управлении. Кроме того, «президентская» структура государственной власти в России обоснована не только условиями переходного перио- да, но имеет и глубокие исторические корни и традиции.

* * *

Деятельность Совета Федерации Федерального Со- брания Российской Федерации, Государственной Ду- мы, избранной на основе Конституции России 1993 г., позволила в определенной мере стабилизировать политическую обстановку в стране, свести политиче- скую борьбу в значительной степени к парламентским формам.

В 1993 г. в России наблюдался высокий процент ин- фляции. Экономические проблемы были чрезвычайно сложными. Жизненный уровень населения продолжал падать. Российское правительство в начале 1994 г. ста- ло проводить жесткий антиинфляционный курс.

В этот же период шла приватизация предприятий. Суть ее состояла в стремлении привлечь средства для финансирования промышленности и повысить инвестиции в реальный сектор экономики. Однако эта задача оста- лась невыполненной. Деньги, полученные за продажу предприятий, стали использоваться для выплаты зара- ботной платы, пенсий, решения других проблем.

И только в 1994—1997 гг. удалось значительно снизить темпы инфляции. Важнейшим результатом приватизации стало радикальное изменение форм собственности в стране.

451

Однако в этот период при некотором увеличении за- работной платы реальная покупательная способность населения снизилась, происходило количественное

и качественное ухудшение состояния промышленности и сельского хозяйства. Высокие темпы инфляции, нестабильность банковской системы потребовали усиления государственного контроля над финансами. Центробанк России отказался от финансирования дефицита государственного бюджета за счет льготных кредитов, был установлен жесткий контроль над денежной массой, что позволило до лета 1998 г. поддерживать стабильный курс рубля относительно доллара. Обратным результатом этих мер стали многомесячные задержки заработной платы бюджетникам, пенсий, недофинансирование государственных расходов. Для поддержания бюджета государство, министерство финансов широко использовали внутренние ресурсы. Поиск денег именно на внутреннем рынке не был случайностью. Возможности получать средства извне сократились. В конце 1997 г. началось резкое падение мировых цен на нефть, что в свою очередь повлекло снижение цен на те виды сырья, в стоимость которых закладывались большие расходы на энергоносители: медь, никель, алюминий. Для России это означало дополнительное падение доходов от экспорта.

Эти и другие факторы привели к тяжелому экономическому кризису в России в августе 1998 г. Было объявлено о фактическом банкротстве страны. Одно- временно Центробанк отказывался поддерживать прежний курс рубля.

Следствием этого стало стремительное подорожа- ние доллара. Далее последовал тяжелейший банков- ский кризис. Многие частные банки следом за госу- дарством стали отказывать своим клиентам в выплате их собственных средств. Осложнилось и внешнеэко- номическое положение страны. Западные финансо- вые институты отказывали России в кредитах.

События 17 августа 1998 г. подвели определенный итог неудачам в проведении реформ в стране в 90-е гг. и вызвали разногласия о сущности экономических ре- форм, их результатах и перспективах.

452

Правительство, возглавляемое С. Кириенко, было от- правлено в отставку. Государственная Дума дважды от- клоняла кандидатуру B.C. Черномырдина, предложенную

президентом России на пост премьер-министра. После борьбы за новую кандидатуру премьер-министра прави- тельство возглавил политик, имеющий большой опыт и пользующийся авторитетом, — бывший министр ино- странных дел Е.М. Примаков. Е.М. Примаков был пер- вым после 1993 г., кто пользовался поддержкой Фе- дерального Собрания.

Правительство, возглавляемое Е.М. Примаковым, су- мело создать условия для экономического роста. Эти тенденции затем приобрели относительно стабильный характер.

В 1996 г. президент Б.Н. Ельцин был переизбран на второй срок, получив во втором туре 55% голосов.

В мае 1999 г. ряд фракций Государственной Думы пред- приняли попытку объявила импичмент президенту Ельци- ну. Эта попытка провалилась, однако она спровоцировала длительный кризис во взаимоотношениях президента и ру- ководства правительства. 12 мая 1999 г. Е.М. Примаков был отправлен в отставку, и на пост премьер-министра был назначен СВ. Степашин. 9 августа 1999 г. его сменил В.В. Путин.