logo

Реформа городского управления

Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, ма- нуфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись но- вые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоста- вить городскому сословию полное самоуправление по западному типу, приказал учредить бурмистрскую палату в Москве, а по городам учредить бурмистров «к расправным и купецким делам и соборам» и «выбирать им в бурмистры меж себя погодно... добрых и правдивых люден, кого они меж себя и по скольку человек похотят».

Бурмистрские избы ведали сбором податей, налогов, несени- ем повинностей городского населения, а также судом над ним. В состав бурмистрских изб входили бурмистры — выборные от купцов, фабрикантов, сотен и слобод. Выборы бурмистров про- водились ежегодно. Бурмистры в свою очередь выбирали из сво- ей среды на каждый месяц президента, который стоял во главе избы.

В городах стали формироваться органы самоуправления: по- садские сходы, магистраты, которые заботились о развитии тор- говли и промышленности, об организации школ, осуществляли финансовую деятельность и суд по гражданским делам.

Городское сословие стало оформляться юридически. В 1720 г. в Санкт-Петербурге в связи с созданием коллегий, на правах кол- легии был учрежден Главный магистрат, которому было пору- чено «ведать все городское сословие в России».

177

По регламенту Главного магистрата 1721 г. горожане стали делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регуляр- ные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Пер- вая гильдия: банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкипея ры купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия: ремесленники, столяры, портные сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдей- скими сходами и старшинами. Низший слой городского насев ления выбирал своих старост и десятских, которые могли доно-| сить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетво- рении.

По западноевропейскому образцу создавались цеховые орга- низации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.

Деление горожан на гильдии оказалось формальным, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, про- извольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпора- тивные начала противопоставлялись феодальным принципам хо- зяйственной организации.

Органы полицейского управления. В XVII — начале XVIII в. охраной порядка ведали воеводы, а в Москве — При- каз земских дел. После проведения губернской реформы поли- цейские функции были возложены на губернаторов и комендан- тов. В Петербурге и Москве созданы специальные полицейские органы. В 1718 г. в Петербурге была учреждена Главная канцелярия полицмейстерских дел, во главе которой стоял генерал-полиц мейстер. Канцелярия занималась поимкой беглых крестьян, «гулящих» людей и «прочих воров», организацией постоев войск, противопожарными мероприятиями, следила за чистотой улиц и т. д. Несколько позднее подобная канцелярия была создана и в Москве. Возглавлял ее обер-полицмейстер, который подчинялся петербургскому генерал-полицмейстеру и Московской конторе Сената. В остальных городах и сельских местностях полицейские функции возлагались на губернаторов, воевод и земских комиссаров, а непосредственное их выполнение на выборных от населения старост, сотских, пятидесятских и де- сятских.

178