logo

Реформа управления вооруженными силами (1941—1945)

Военно-политическое руководство СССР во время Великой Отечественной войны уделяло большое внимание развитию всех видов советских вооруженных сил и родов войск, совершенствова- нию органов управления ими, добиваясь, чтобы структура и форма организации, порядок комплектования и прохождения службы личным составом в максимальной степени соответствовали усло- виям и характеру вооруженной борьбы. В связи с этим устройство Вооруженных сил СССР претерпело значительные изменения.

Этот процесс проходил на основании и во исполнение соот- ветствующих нормативно-правовых актов: законов, указов Пре- зидиума Верховного Совета СССР, постановлений ГКО, СНК СССР, приказов и директив Ставки Верховного главнокомандо- вания и народного комиссара обороны СССР.

С началом войны получила развитие общая организация воо- руженных сил. Те из них, что приняли непосредственное учас- тие в боевых действиях, стали именоваться действующей ар- мией. Части и соединения, находившиеся на театре военных действий,, были переведены на штаты военного времени и вошли в состав оперативно-стратегических объединений — фронтов.

394

Правовое положение военнослужащих действующей армии отличалось некоторыми особенностями: они имели право на

повышенные нормы довольствия, на различные льготы и преиму- щества по службе, касавшиеся получения, сохранения и оплаты жилья, трудоустройства при увольнении, присвоения очередных воинских званий, пенсионного обеспечения.

Новым организационным фактором явилось также создание советской гвардии. 18 сентября 1941 г. нарком обороны СССР издал приказ о соответствующем переименовании первых четы- рех стрелковых дивизий, наиболее отличившихся в боях. Пра- вовое положение личного состава советской гвардии в период войны также имело некоторые особенности: наличие специаль- ных воинских званий и знаков отличия, повышенные нормы от- дельных видов довольствия.

Особенностью организационного развития Красной армии в годы Великой Отечественной войны было создание националь- ных военных формирований, которые укомплектовывались лич- ным составом и обеспечивались всем необходимым в основ- ном за счет внутренних резервов союзных и автономных рес- публик.

Патриотический подъем советского народа на защиту своей страны обусловил такую организационно-правовую форму помо- щи фронту, как народное ополчение.

Составной частью вооруженной борьбы советского народа против фашистских агрессоров явилось партизанское движение. В Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. была поставлена задача по развертыванию массового партизанского движения на временно оккупированной территории СССР.

395

Опыт свидетельствовал о необходимости осуществлять общее руководство вооруженной борьбой особым коллегиальным орга- ном. В связи с этим уже на второй день войны была учреждена Ставка главного командования. Быстро менявшаяся на театре военных действий обстановка сильно осложнила управление действиями оперативно-стратегических объединений Красной армии (фронтами). Это вызвало необходимость создания таких органов руководства войсками, как главные командования стратегических направлений. Для обеспечения четкого функционирования Ставки ВГК летом—осенью 1941 г. была проведена реорганизация центрального аппарата Наркомата обороны СССР. 19 июля 1941 г. И.В. Сталин назначается народным комиссаром обороны СССР, а 8 августа 1941 г. состоялось совместное постановление Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), которым учреждалась должность Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР.

Верховным главнокомандующим был назначен И.В. Сталин. Генеральный штаб стал основным рабочим органом Ставки ВГК и перестроен исключительно для решения задач по руководству вооруженной борьбой.

В июле 1941 г. решением ГКО в составе наркомата обороны для упорядочения системы обеспечения личным составом действующей армии было создано Главное управление формирования и уком- плектования войск Красной армии (Главупраформ), которому подчинялись Главное управление Всевобуча (образовано в сен- тябре 1941 г.), Главное управление кадров, Главное управление военно-учебных заведений, а также вся сеть органов местного во- енного управления, запасные и учебные воинские части и соеди- нения. Начальник Гпавупраформа являлся заместителем наркома обороны СССР.

Наиболее существенным в развитии органов руководства ви- дами Вооруженных сил СССР и родами войск было учреждение должностей командующих (начальников), наделенных соответ- ствующими полномочиями по руководству боевым применением и всесторонним обеспечением вида или рода войск.

В первые же дни войны потребовалось повысить роль по- литических органов в укреплении политико-морального состоя- ния личного состава Вооруженных сил СССР. В этой связи Главные управления политической пропаганды армии и флота были реорганизованы в Главное политическое управление Крас- ной армии и Главное политическое управление Военно-мор- ского флота. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1941 г. во всех полках, дивизиях, штабах и военно- учебных заведениях Красной армии учреждались должности военных комиссаров, а в ротах, батареях, эскадрильях — полит- руков. В войне против фашистской Германии принимали участие ар- мии многих государств, поэтому были созданы органы коалици- онного руководства в центре и в действующей армии. В ходе войны большие изменения произошли в способах боевого использования видов вооруженных сил и родов войск, накопленный боевой опыт. Выводы и рекомендации советской военной науки относительно характера и способов ведения, наступательных и оборонительных операций нашли юридическое закрепление в более чем 30 новых уставах и наставлениях, разработанных и утвержденных в годы войны.

396

В период войны применялись и особые меры укрепления дис- циплины и боевого духа войск (заградительные и штрафные формирования действующей армии).

Юридическим основанием для создания армейских загради- тельных отрядов послужил приказ народного комиссара обороны СССР № 227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций» от.28 июля 1942 г.

История ведения войн знает существование штрафных или дисциплинарных частей, и это всегда считалось нормальным яв- лением для любой армии. В Красной армии первые штрафные части появились еще в годы Гражданской войны. В предвоенные годы имелись специальные дисциплинарные батальоны, которые, однако, с началом войны были расформированы. И только летом 1942 г. И.В. Сталин подписал приказ № 227, который получил название «Ни шагу назад!».

Во исполнение этого приказа военные советы фронтов обя- зывались «сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины». Военные советы армий должны были сформировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой) для рядовых и сержантов.

За боевое отличие штрафник мог быть освобожден досрочно, а за совершенный подвиг — представлен к награде (по ходатай- ству командования штрафной части, утвержденному Военным советом фронта или армии). Штрафники, получившие ранения в бою, также подлежали освобождению.

Заградительные отряды и штрафные части давали возможность решать задачи не только борьбы с преступностью, укрепления дисциплины, правопорядка и боевого духа действующей ар- мии, но и предупреждения правонарушений и перевоспитания нарушителей, сохранения кадров для вооруженных сил, что в чрезвычайных условиях войны имело большое военно-поли- тическое значение.

397

В целом создание военной организации Советского государ- ства, отвечавшей в максимальной степени требованиям ведения боевых действий, явилось одним из важнейших факторов, обес- печивших победу в Великой Отечественной войне.