logo

Местное и губернское управление

Местные учреждения занимали значительное место в сис- теме государственных учреждений, с созданием министерств местные государственные учреждения были закреплены за со- ответствующими министерствами, в результате соединения близких по функциям и назначению министерств — как цент- ральных исполнительных органов — с подчиненными им мест- ными yчpeждeниями возникли ведомства, характерной чертой которых было четкоё кертикальное управление. Появились и оп- ределенные формы ведомственных связей, которые заключались в том, что в центральном аппарате производились назначение и увольнение высших местных чиновников подведомственных учреждений, из центрального аппарата в подведомственные учреждения рассылались циркуляры распоряжения приказы и другие акты ведомственного управления, существовала сис- тема внутриведомственного контроля за исполнением этих до- кументов, стали издаваться ведомственные издания. Усилению ведомственного управления противостояло желание местных властей подчинить себе все местных учреждения.

233

В первой половине XIX в. в административном отношении Россия делилась на села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Города также были особым объектом управления. Практика местного управления в первой половине XIX в. шла по пути дальнейшего усиления власти губернатора как высшего правительственного чиновника в местных административных органах власти. За этот период увеличилось число губерний (с 48 до 52) и число губерний, возглавляемых генерал-губернаторами.

Должность генерал-губернатора вводилась там, где местная специфика требовала значительной власти, самостоятельности! в принятии решений и оперативности в действиях, т. е. в столи- цах и на окраинах империи. В других губерниях эта должности вводилась эпизодически, в соответствии с обстоятельствами. Геи нерал-губернатор осуществлял надзор за всеми гражданскими, а нередко и военными учреждениями вверенной ему территории. Полномочия и функции губернаторов как глав местных админи- страций были исключительно широки, губернатор обладал всеет полнотой административной власти в губернии. В его компетен- ции были надзор за полицией, тюрьмами, рекрутскими набо- рами, проведением социальных программ, благотворительной деятельностью. Он курировал хозяйственные дела, такие, как сбор налогов, ход выполнения натуральных повинностей, пред- седательствовал при продаже откупов.

В Финляндии, Прибалтике, Сибири, а также в Петербурге и Москве возглавляли управление также генерал-губернаторы. В состав генерал-губернаторства входило несколько губерний.

Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы. Им подчинялись все государственные учреждения, находившие- ся на территории губернии. В их ведении были воинские части местных войск. Губернаторы подчинялись Министерству внут- ренних дел. В некоторых губерниях вместо гражданских на- значались военные губернаторы. Иногда в губерниях были воен- ный и гражданский губернаторы.

Все суды губернии фактически зависели от губернатора: он утверждал кандидатуры выбранных судей, мог вмешиваться во все стадии судопроизводства, утверждал решения многих уголовных дел.

234

Сами же губернаторы были фактически бесконтрольны, не- смотря на существование формального контроля их деятельно- сти со стороны высших государственных учреждений — Сената, Министерства внутренних дел, Комитета министров. В каждой губернии, как и прежде, при губернаторе существовало губернское правление, состоящее из трех-четырех человек, задачи которых сводились к обсуждению и решению «общих дел» В его состав входили губернатор в качестве председателя, вице-губернатор, советники и асессоры. Местными органами финансового управления в губерниях были казенные палаты. Они производили раскладку налогов и осуществляли надзор за их поступлением, ведали питейной и соляной монополиями. Во главе казенных палат стояли вице губернаторы, а с 1845 г. — председатели казенных палат.

Все исполнительные дела вела канцелярия губернского прав- ления, в структуре которой начиная с 1824 г. было четыре отделения. Первое отделение заведовало обнародованием за- конов и постановлений, контролировало движение дел, зани- малось подбором кадров; второе — следило за исполнением дел по «охране веры, благочестия и добрых нравов»; третье — вело наблюдение за проживающими в губернии поднадзорны- ми, а также контролировало состояние мостов, дорог, почты и медицинских учреждений. Четвертое отделение курирова- ло финансовые вопросы, такие, как строительство казенных зданий, развитие сельского хозяйства, промышленности и тор- говли.

Поток дел, проходивший через губернское правление, был ог- ромен: ежедневно губернатор должен был подписывать поряд- ка 270 бумаг.

Губернии делились на уезды, во главе которых стояли ниж- ние земские суды. Земский суд состоял из выборных лиц. Воз- главлял его исправник. В состав суда входили 4—5 дворянских заседателей и несколько заседателей от государственных кресть- ян. С 1837 г. исправник стал назначаться губернским прав- лением, введены должности становых приставов, также назна- чаемых.

Управление городами было сосредоточено в руках городничих и управ благочиния.

Уезды делились на волости. Волостью управляло волостное правление в составе волостного головы, старост и писаря.