logo

Лозунги новой политики м.С. Горбачева

Гласность

Ускорение

Перестройка

Имела целью сделать достоянием общест- венности то, что до сих пор тщательно скрывалось, а именно: внутренние проблемы страны. Началось изу- чение «белых пятен» истории

Призыв к ускорению темпов экономическо- го развития

Стремление к реконст- рукции не только эко- номики, но и всего об- щественного порядка в целом. Однако в ко- нечном итоге это при- вело к распаду систе- мы государственного устройства

432

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе горбачевских реформ. Между ними существовала логическая взаимосвязь: гласность способствовала выявлению недостатков, перестройка должна была служить устранению этих недостатков, и все это

в конечном итоге ускорить общественно-экономическое раз- витие.

В основу экономической реформы была положена новая инве- стиционная политика, направленная прежде всего на техниче- ское перевооружение предприятий современной техникой. Уско- рение предполагало опережающее развитие машиностроения с достижением им мирового уровня к началу 90-х гг. Однако та- кой рывок был нереален, несмотря на огромные инвестиции в эту сферу, и через 2—3 года какого-либо эффекта не было достигнуто.

Старым направлением при реформировании было улучшение трудовой дисциплины. Поскольку отсутствие дисциплины на рабочих местах связывалось с прогулами и пьянством, практиче- ски сразу после апрельского пленума было издано постанов- ление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкого- лизма».

433

Против нарушителей трудовой дисциплины по причине пьян- ства вводились меры административного наказания: лишение премий, путевок в дома отдыха и санатории и т. д. Производст- во водки и ликероводочных изделий должно было ежегодно со- кращаться приблизительно на 10%, но реально антиалкогольная кампания была ускорена, и уже в 1985—1986 гг. производство этого вида продукции сократилось практически в два раза. Од- нако результаты этого были минимальны. Уничтожение богатых виноградников в Грузии и Армении нанесло огромный ущерб многовековой традиции виноделия в этих районах. А хрониче- ский дефицит алкогольных напитков и карточная система их распределения привели в конечном итоге к массовому самого- новарению. Курс на продолжение экономических реформ был подтвержден на XXVII съезде КПСС (1986). Не удалось избежать традиционного завышения предполагаемых результатов, например обещаний к 2000 г. в 2,5 раза повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе к этому же сроку обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой или домом. На этом этапе реформ большое значение было уделено организации труда и производства на государственных предприятиях и развитию негосударственных секторов экономики. Уже на первом этапе новая политика вызывала сильное сопротивление управленческого аппарата. Реформы, провозглашенные в центре, тормозились на местах. Предприятия фактически не получили самостоятельности, регистрация кооперативов

и лицензирование частной трудовой деятельности были сопря- жены с большими бюрократическими трудностями, контроль за качеством продукции при низком его уровне привел в конечном итоге к сокращению заработка рабочих.

Второй этап экономической реформы, начавшийся в 1987— 1988 гг., предусматривал широкое внедрение рыночной эко- номики. Предполагалось, что предприятия, переведенные на самоокупаемость и самофинансирование, будут конкурировать между собой, и эта конкуренция приведет к интенсификации производства, к улучшению качества продукции и сокращению ее себестоимости, поскольку сами предприятия будут заинтере- сованы в получении прибыли. Государство теряло контроль над ценами, которые отныне должны были устанавливаться рынком на основе закона спроса и предложения.

434

Однако рыночная экономика внедрялась тяжело. В условиях отсутствия развитой инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции. К тому же к началу реформы убыточные предприятия составляли приблизительно 30% от общего числа, а 25% получали чрезвычайно малые прибыли. Лишение этих предприятии государственных дотаций открывало им прямую дорогу к банкротству. А способ увеличить прибыльность путем сокращения рабочей силы создавал реальную угрозу безработицы, и потому не был одобрен ни руководством предприятий, ни самими рабочими коллективами. Реформы не смогли остановить падение жизненного уровня, рост цен и инфляции, которая к 1991 г. достигла 25% в месяц. Инвестиции значительно истощили государственный бюджет, который к тому же лишился двух крупных источников своего пополнения. Первым источником был традиционный экспорт сырья (нефти и газа). Падение цен на мировом рынке привело к тому, что эта статья экспорта сократилась на одну треть только за 1985—1986 гг. Другим источником были средства от продажи спиртных напитков, резко сократившиеся в период антиалкогольной кампании. В итоге государство прибегло к денежной эмиссии и в сферу обращения поступили не обеспеченные товарами деньги. Рыночная экономика в условиях гиперинфляции свелась к натуральному обмену (бартеру) и стимулировала не долгосрочное развитие производства, а быстрое получение прибыли в основном за счет торговли. Проведение преобразований, по мнению высшего партийное государственного руководства, было невозможно со старым бюрократическим аппаратом, настроенным оппозиционно к новому

курсу. За 5 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». Такой же процесс отстранения от власти «брежневской гвардии» про- исходил и в республиках. К власти приходили молодые партий- цы, сторонники реформ.

Целью политических реформ на первом этапе было провоз- глашено создание демократической модели социализма.