logo

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Аппарат государства — система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятель- ности. Подобные принципы — это исходные идеи, определяю- щие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1 принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, Который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2 принцип демократии, который выражается, прежде всего, и широком участии граждан в формировании и организации дея- тельности государственных органов;

3 принцип разделения властей (на законодательную, испол- нительную и судебную), который создает механизмы, уменьшаю- щие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4 принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими конституции, законов и подзаконных актов;

5 принцип гласности, который обеспечивает информирован- ность и, субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6 принцип федерализма, который выражает единство систе- мы государственной власти, разграничение предметов ведения между центром и субъектами федерации;

7 принцип профессионализма, который создает благоприят- ные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гаранти- рует высокий уровень решения основных вопросов государствен- ной жизни в интересах населения страны;

37

8 принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, ко- торый обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

9 принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и центра- лизации в государственном управлении;

10 принцип иерархичности, заключающийся в том, что орга- ны государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет этих функций как при образовании го- сударственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государст- венного управления обществом.

Понятие и признаки правового государства

Правовое государство — это такое демократическое государ- ство, в котором обеспечиваются господство права и верховен- ство закона, разделение властей, независимость суда, права и свободы.человека, где эффективна работа правоохранитель- ных органов, существует подлинное народовластие, где дос- тигнут высокий уровень политической культуры.

Идеи правового государства своими истоками уходят в ан- тичное общество. Платон, Аристотель, Демокрит и другие выдающиеся мыслители древности высказывали немало ценных мыслей о правовом государстве.

В основу современного понятия правового государства поло- жены идеи немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804) и французского просветителя и юриста Шарля Монтескье (1689—1755). Безусловно, свой вклад в разработку этого поня- тия внесли и другие ученые XVIII—XX вв.

Все они полагали, что на смену бюрократическому государст- ву эпохи абсолютизма (как говорил Кант, государству произвола) придет государство автономной личности. Эта личность будет об- ладать неотчуждаемыми правами. Государство и личность будут совсем по-иному строить свои отношения друг с другом. Государ- ство будет видеть смысл своего существования в том, чтобы слу- жить человеку, обеспечивать его права и свободы.

О правовом государстве в нашей стране заговорили пример- но в 1988 г., когда были опубликованы тезисы XIX партийной конференции. В одном из таких тезисов была сформулирована задача создания в СССР правового государства.

38

В настоящее время в Российском государстве осуществляется правовая реформа. Начало ей положило принятие Конституции

199.4 г. Правовая реформа развертывается по следующим четы- рем направлениям:

1 развитие и совершенствование законодательства. Необхо- димо отработать механизм своевременной подготовки и принятия законов, регулирующих многие стороны жизни общества. Не- обходимо на деле обеспечить провозглашенные в Конституции гарантии политических и социально-экономических прав граждан, пронести большую работу по приведению российского законода- тельства в соответствие с международным правом;

2 активизация реформы судебной системы и судопроизводства. Необходимо принять единый закон о судебной системе РФ; обеспечить материально-финансовые гарантии независимо- сти судебной власти; создать судебный департамент; существен- но изменить действующий закон о статусе судей РФ; решить Проблему исполнения судебных решений;

3 совершенствовать систему исполнительной власти на фе- деральном уровне и на уровне субъектов РФ. Необходимы еди- ные принципы формирования органов исполнительной власти, взаимоотношений ее федеральных и региональных органов, по- рядок согласования решений, принимаемых по предметам совме- стного ведения;

4 развитие правового сознания граждан. Предстоит сфор- мировать массовое убеждение в абсолютной ценности права. Нужно наладить элементарное правовое просвещение, правовую

39

пропаганду, распространение правовых знаний. Признаками правового государства являются: 1 господство права. Все граждане, органы государственной власти, находящиеся на территории государства, подчиняются праву; 2 верховенство закона. Законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм государства. Все иные нормативно-правовые акты, которые издают различные государственные органы, не должны противоречить законам; 3 разделение властей. Чтобы не было сосредоточения власти одних руках, необходимо разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей действует в пределах своей компетенции; 4 независимость суда. Суд, как и две другие ветви, должен быть независимым. Иными словами, не допускается вмешательства в деятельность суда кого бы то ни было; 5 соблюдение прав и свобод человека. Права и свободы даны человеку от рождения, они неотчуждаемы. Речь идет о праве человека на жизнь, свободу, неприкосновенность, безопасность и других правах и свободах;

6 эффективная работа правоохранительных органов. Если нарушены права и свободы человека или имеется угроза им, на помощь человеку должны прийти правоохранительные органы. Они и должны защитить эти права и свободы;

7 высокий уровень правовой культуры. Важнейший пока- затель правовой культуры — уровень правосознания в обще- стве. Правосознание — это совокупность правовых взглядов, в которых выражено отношение к праву, степень осознания необходимости выполнения требований закона. Правовая куль- тура проявляется в знании действующего законодательства, ува- жении к праву, соблюдении правовых норм;

8 развитие и совершенствование демократии. Необходи- ма гарантия политических прав и свобод и постоянное участие народа в управлении государством, чтобы было сформировано развитое гражданское общество.