logo

Основные направления реформирования политической системы

(демократизация государственного управления)

Возрождение прежних институ- тов власти, долгое время лишенных былого значения. Новая организа- ция центральных органов власти

Политический плюрализм, возрождение общественных организаций и отказ от одно- партийной системы

Создание право- вого государст- ва, базирующе- гося на принци- пах разделения властей, парла- ментаризме, приоритете прав человека

Обновление в новых условиях федеративного устройства, новые взаимоот- ношения центра и республик в условиях демо- кратии

Создание правового государства с главенством закона и при- оритетом прав человека требовало изменения старого законода- тельства. Были приняты новые законы:

Пересмотрено уголовное законодательство: отменены статьи за «антисоветскую пропаганду», санкции в отношении религии.

435

Благодаря закону об общественных организациях появилось огромное количество комитетов, групп, народных фронтов и об- щественных фондов. Однако доминирующее положение КПСС делало невозможным сколько-нибудь заметную конкуренцию с ней новых партий. В 1988 г. выдвинутый на XIX партийной конференции проект реформы центральных органов власти был принят Верховным Советом СССР. Вводилась двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов СССР (2250 депутатов) с 5-летним сроком полномочий и Верховный Совет СССР (544 депутата). Выборы депутатов на съезд впервые происходили На альтернативной основе тайного прямого всеобщего голосования, причем

1500 депутатов избирались населением, а 750 — партией, проф- союзами и общественными организациями Съезд избирал из сво- его состава Верховный Совет СССР. / съезд народных депутатов (1989 г.) положил начало столкновению между радикально настроенными депутатами и большинством съезда во главе с М. Горбачевым. На съезде сформировалась оппозиция, лидерами которой стали правоза- щитник А. Сахаров и бывший секретарь Московского горкома КПСС Б. Ельцин, снятый с должности в конце 1987 г. за ради- кальный «уклон». Оппозиция осудила систему выборов и их ре- зультаты. Опираясь на поддержку наиболее популярных средств массовой информации (газеты «Аргументы и факты», «Москов- ский комсомолец», журнал «Огонек», телевизионная программа «Взгляд»), радикалы начали активную пропаганду своих взгля- дов. Суть этих взглядов составляла предложенная радикалами по- литическая реформа, основные положения которой включали:

• внедрению в экономику тех видов собственности, которые признаны наиболее эффективными, т. е. частной собствен- ности.

В вопросе национальной политики:

436

• образование нового федеративного государства на добро вольной основе с широкими правами субъектов Федерации. В декабре 1989 г. собрался // съезд народных депутатов СССР, на котором радикальная оппозиция добилась обещания М. Горбачева в ближайшее время принять новую демократическую платформу КПСС с признанием многопартийности, политического плюрализма, а в экономической сфере — смешанной формы экономики и разнообразия форм собственности. Было также принято решение о введении в стране новой должности Президента СССР.

В марте 1990 г. Ill съезд народных депутатов СССР отме- нил статью 6 Конституции и ввел должность президента. Новая реформа вызвала критику теперь уже как слева, так и справа. Для консерваторов, представлявших собой партийную элиту с пошатнувшимся в новых условиях положением, нежелатель- ным было сосредоточение власти в руках президента, для ра- дикалов неудовлетворительным был сам способ его избрания. Радикалы настаивали на всеобщем голосовании при избрании главы государства. Однако умеренное большинство высказалось за избрание президента съездом. Первым (и последним) прези- дентом СССР стал М. Горбачев. Однако его избрание отразило резкое снижение популярности этого политика в стране. На са- мом съезде за него проголосовало не более 60% депутатов.

437

Тем временем экономическое положение в стране продолжа- ло ухудшаться: с прилавков исчезли самые необходимые това- ры, усилилась инфляция. При экономической неэффективности реформ центральной власти и в конечном итоге их провале ра- дикалы продолжали настаивать на проведении дальнейших эко- номических преобразований, но их инициативы наталкивались на противодействие большинства съезда, настроенного консер- вативно. В этих условиях оппозиция сделала ставку на победу в выборах в Верховный Совет РСФСР, чтобы иметь возмож- ность провести предполагаемые реформы на республиканском уровне. Успех на выборах в Верховный Совет России в марте

1990 г. блока радикальных сил «Демократическая Россия» по- ставил Б. Ельцина во главе Российской Федерации. Правитель- ство России было сформировано из сторонников радикальных реформ и приступило к выработке программы. *

Отмена 6-й статьи требовала от КПСС выработки новых прие- мов участия в политической жизни страны. Образовавшаяся в пар- тии «Демократическая платформа КПСС» (лидеры Б. Ельцин, Н. Травкин, Г. Гдлян) настаивала на демократизации партии, на признании свободы фракций внутри КПСС. После того как эти предложения были отклонены, Ельцин заявил о выходе из партии.

Политический плюрализм в стране с только формирующей- ся новой политической системой привел к созданию большого числе партий и движений, многие из которых стояли на сход- ных идейных позициях и различались лишь организационно.

Политический центр в лице президента Горбачева подвергал- ся критике как слева, так и справа, все более теряя поддержку не только политических партий, но и общества в целом.