logo

Сословные учреждения. Финансовые и административно- хозяйственные органы

Определенную роль в местном управлении играли сословные учреждения. Дворянские собрания действовали на протяжении первой половины XIX в. Губернский предводитель дворянства формально был вторым лицом в губернии после губернатора. Однако фактическое значение выборных дворянских органов бы- ло невелико (за исключением Московского и Петербургского дворянских собраний, очень влиятельных).

Более влиятельной была Шестигласная дума, исполнитель- ный орган городского самоуправления: она руководила выбора- ми должностных лиц городского сословного управления, опре- деляла размеры их жалования, утверждала городской бюджет, заботилась о продовольственном, снабжении города, проводила раскладку налогов, осуществляла выдачу паспортов, следила за состоянием городских казенных зданий и т. д.

В первой половине XIX в. существовал довольно значитель- ный финансовый и административно-хозяйственный аппарат на местах, распределенный по ведомствам.

Основными финансовыми учреждениями в губерниях были казенные палаты, а в уездах — казначейства, которые вели учет всех прямых налогоплательщиков губернии и предоставля- ли соответствующие данные в Министерство финансов или в Сенат.

237

Казенные палаты занимались раскладкой на население земских повинностей и контролировали их исполнение, вели учет доходов и расходов в губернии и уездах, наблюдали за поступлением прямых и косвенных налогов. Казначейства осуществляли прием и хранение денежных средств, организовывали денежные выдачи, в том числе ежемесячное жалование

чиновникам. С 1817 г. при казенных палатах существовали отделения питейных сборов, которые заведовали казенными магазинами по торговле вином, осуществляли контроль за винокуренными заводами и винными откупами.

В 1837 г. в связи с созданием Министерства государственных имуществ, в чьи функции входило управление государственными землями и государственными крестьянами, которых насчитывалось 9 млн. душ мужского пола, были учреждены соответствующие местные органы: в губерниях — палаты государственных имуществ, в округах (один округ включал два-три уезда) — окружные управления, в сельской местности — сельский сход, сельское управление, сельская расправа, волостной сход и волостное правление.

В состав палаты государственных имуществ входили совет- ники, асессоры, губернский лесничий и землемер. Палата вы- полняла хозяйственные функции: продажу незаселенных госу- дарственных земель, их обмен, сдачу в аренду и т. д.

Сельские и волостные расправы были органами сословного гражданского и уголовного суда для государственных крестьян. Сельскую расправу возглавлял сельский старшина, которого из- бирал сельский сход; кроме него, в состав расправы входили два избираемых заседателя. Делопроизводство в сельской расправе вел сельский писарь. В компетенции сельских расправ были мелкие уголовные дела. Приговоры, которые она выносила, ог- раничивались конфискацией краденых вещей, небольшими де- нежными штрафами, присуждением к общественным работам сроком до шести дней, наказанием розгами до 20 ударов. При сельской расправе имелась тюрьма. Аналогичным образом бы- ли организованы и волостные расправы, их полномочия были чуть шире.

Управление на местах удельными землями, которые принад- лежали императорской семье, осуществлялось удельными конторами. Во главе конторы стоял управляющий. Контора состояла из трех столов: хозяйственного (который управлял крестьянами), счетного (для ведения учета доходов) и судного (собирались сведения о делах удельных крестьян в судах).

238

Удельным конторам подчинялись сельские приказы, возглав- ляемые головой. Он выбирался удельными крестьянами на три года. Численность удельных крестьян накануне 1861 г. не дохо- дила до 1 млн душ мужского пола. Гораздо многочисленнее были помещичьи крестьяне: в середине XIX в. их насчитывалось около 11 млн. душ мужскогопола. Ими по своему усмотрению управляли помещики.