Изменения в государственном строе
Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. и просуществовало до 25 октября 1917 г., претерпев ряд реорга- низаций, в том числе в своей структуре.
Было образовано несколько новых ведомств:
Министерство труда, главной целью которого было прими- рение труда и капитала, развитие системы социального страхования;
Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министерства земледелия;
Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.
В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового ста- туса церковных организаций (сформировано на церковном собо- ре в августе).
305
председательством Львова. Из 36 мест 9 отдавались в нем профсоюзам.
Положение об этих органах было принято в июне 1917 и в состав Совета входили представители министерств, обществ венных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещании и комитеты обязаны были руководствоваться постановлениями Совета. В функции Комитета входило руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласовании мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объедине- ние статистической работы. Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство создали Юридическое совещание.
В мае 1917 г. принимается новое Временное положение о земских учреждениях. Компетенция земских органов само- управления значительно расширялась. Надзор за земствами! возлагался на губернского комиссара Временного правительствен Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными! лицами об устройстве ими земских сооружений, переустройст- ве дорог и пристаней, заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств становилась ми- лиция.
Органами власти на местах стали уездные земские собрания, избираемые на три года из гласных от сельских местностей и городов. При этом возрастной ценз был снят, но от выборов отстранены военнослужащие. Списки кандидатов подписывали десять избирателей, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями. Компетенция земств значительно расширена: к их ведению отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, а также поиски путей повышения уровня жизни.
Представителями власти на местах были комиссары Времен- ного правительства, под их контролем функционировали волост- ные комитеты. Действовавшие на местах различные комитеты общественности призваны противодействовать Советам.
306
этих проблем союз мог создавать фабрично-заводские, торговые кредитные предприятия. Союзу предоставлялись права на при- обретение имущества, вступление в договоры, иски и обяза- тельства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого союза. Его органами были собрание уполно- моченных. Главный комитет, ревизионная комиссия.
В мае 1917 г. принят закон «О волостном земстве», упразд- нивший все другие волостные органы. На волостные земства возложены обязанности, ранее исполнявшиеся волостными правлениями и волостными старшинами.
Исполнительным органом стала волостная управа, она же за- менила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостного земства вошли вопросы о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, организация бирж труда. Волостное земское соб- рание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно.
В компетенцию волостной земской управы входили: созыв со- браний, подготовка проектов решений, объявление постановле- ний центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные волостным земством сборы, договоры и займы.
Была расширена компетенция мировых судов.
В судебную систему того периода входили окружные суды, судебные палаты, в которых был ликвидирован институт сослов- ных представителей, мировых судей и их съезды. Наиболее важ- ные дела рассматривались в мировых присутствиях.
307
земские собрания и городские думы, утверждал их список мировой съезд.
Уже в мае 1917 г. в стране возрождалась система админист- ративной юстиции: в уездах стали действовать административ- ные судьи, в губерниях открылись административные отделении окружных судов, административно-судебные функции возложаны на первый департамент Сената.
В июле в Петрограде было создано Управление уголовного розыска, подчиняющееся прокурору окружного суда и контр- лируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания проводилось в рамках общего суда и мест- ного самоуправления с целью усиления за ними контроля об- щественности и представительных органов. В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение коя фликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юсти- ции включены земельные и продовольственные комитеты.
Земельные комитеты на губернском, уездном, волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Их задачей стала подготовка земельной реформы, выработка предложений, котод рые должны утверждаться на Учредительном собрании. Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, город- скими думами, мировыми съездами из представителей уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, Мини- стерства финансов и Министерства земледелия. Земельные ко- митеты собирали сведения по земельным делам, осуществляли надзор за эксплуатацией национализированных земель и урегу- лирование земельных споров.
308
В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, Призванные рассматривать земельные споры и дела о беспо- рядках.
• Для разрешения конфликтов на промышленных предприятиях м августе 1917 г. созданы примирительные камеры в территори- альных районах или отраслях промышленности. Второй инстан- цией для решения этих споров стали третейские суды.
В апреле 1917 г. был учрежден институт комиссаров труда, воз- главлявюших трудовые округа из нескольких губерний. В их веде- нии находились биржи труда, закон о которых принят в августе. В апреле же специальным постановлением определены функции фабрично-заводских комитетов, создававшихся явочным порядком на местах. В августе законодательно закрепляется порядок найма рабочих, хозяевам предприятий предоставляется право проводить локауты (увольнение бастующих рабочих).
Деятельность всех звеньев государственного аппарата в 1917 г. отличалась крайней неустойчивостью и неэффективностью. В обществе исчезло доверие к власти, ее решения оставались на бумаге, а часто просто оспаривались и не признавались на- селением. Неудивительно, что страну постепенно стала захле- стывать волна беспорядков и насилия. В деревне крестьяне в массовом порядке захватывали земли, сжигали помещичьи имения, убивали их владельцев, управляющих. В воинских час- тях солдаты отказались подчиняться приказам, армия переста- ла существовать как боевая сила. Экономический саботаж со стороны некоторых предпринимателей и забастовки рабочих окончательно дезорганизовали производство как систему.
Кризисы вызвали к жизни идею «власти твердой руки», на практике связывавшуюся с военной диктатурой. Правые партии, к которым после июньского кризиса примкнули и кадеты, заин- тересованные в прекращении «революционной анархии», начали поиски потенциального диктатора.
309
Ригу, Корнилов потребовал подчинения себе войск столичного гарнизона, которые находились в распоряжении Временного пра- вительства, и распространения в тылу смертной казни. Эти тре- бования Керенским были отклонены.
Корнилов потребовал передачи власти главнокомандующему, Керенский в свою очередь потребовал от правительства наде- ления его чрезвычайными полномочиями (они ему были да- ны), объявил о смещении главнокомандующего и, пока войска Корнилова продвигались к Петрограду, предпринял попытку за- ручиться поддержкой Советов и всех революционных сил. Были начаты переговоры с Советами о созыве Демократического со- вещания с представительством левых революционных партий, из тюрьмы были выпущены большевики, которым разрешили при- нять участие в работе ВЦИКа.
27 августа ВЦИК создал Комитет народной борьбы с контр- революцией, куда вошли и большевики. Петроградский гарнизон занял позиции на подходе к городу корниловских войск, но бое- вых действий даже не потребовалось, вполне достаточно было просто блокировать железнодорожные пути. Корнилов и другие генералы были арестованы 1 сентября.
Корниловский мятеж резко изменил расстановку сил на поли- тической арене. Правые партии и офицерство дискредитировали себя поддержкой Корнилова, а большевики, постоянно твердив- шие о контрреволюционных силах, резко повысили свой авто- ритет. Быстрым темпом шла большевизация Советов. В конце августа Петроградский и Московский Советы приняли больше- вистскую резолюцию о власти с требованием отказаться от коа- лиционного правительства. 14 сентября в Петрограде открылось Демократическое совещание, среди делегатов которого было 532 эсера, 172 меньшевика, 55 народных социалистов, 134 большевика и 17 бес- партийных. Перевес вновь оказался на стороне эсеро-меньше- вистского блока. Вопрос о власти выявил на совещании три направления:
Правое крыло (правые меньшевики и эсеры во главе с И. Церетели) | Центр (часть меньшевиков и эсеров во главе с Ю. Мартовым и В. Черновым) | Левое крыло (большевики во главе с В. Лениным и Л. Троцким) |
Требовали коалиции с кадетами | Выступили за коали- цию с другими де- мократическими пар- тиями | Требовали немедлен- ной передачи всей власти Советам |
310
Победило течение за коалицию с кадетами. Было решено пе- редать право формирования правительства новому органу, ко- торый должно было избрать Демократическое совещание — «Совету республики» («Предпарламенту»). В итоге Керенский сформировал коалиционное правительство из 6 кадетов, 1 эсе- ра, 3 меньшевиков, 2 трудовиков, 2 военных и 1 независимого.
Большевики проиграли по всем позициям на Демократиче- ском совещании, но Советы оказались в их руках. После выбо- ров в новый Исполнительный комитет Петроградского Совета большевики заняли в нем 13 мест, остальные места достались 6 эсерам и 7 меньшевикам. Председателем Петроградского Со- вета был избран Л.Троцкий.
* * *
Во второй половине XIX — начале XX вв. Россия пе- реживала социальные потрясения.
В этот период прогрессивные тенденции в преоб- разованиях государственного аппарата управления России наталкивались на противодействие консерва- тивных сил.
При Александре II были проведены значительные преобразования системы местного управления, где созданы органы управления для крестьян, освобож- денных от крепостной зависимости, земские все- сословные учреждения на губернском и уездном уровнях, всесословные городские думы, члены кото- рых, гласные, избирались на четыре года; преобразо- вана судебная система на принципах равенства всех сословий перед законом и независимости от админи- страции, военная реформа, изменившая принцип ком- плектования армии — рекрутская система была заме- нена всеобщей воинской повинностью.
311
в самоуправлении на местах заметно укрепилась пози- ция нарождающейся буржуазии. Однако попытки Александра II проводить преобразования по европей- ским образцам были предприняты в момент раскола власти и общества, когда не был обеспечен необходим мый минимум поддержки правительственного курс общественным мнением.
Убийство Александра II и восшествие на престол Александра III приостановили этот процесс преобра- зований. Контрреформы, осуществленные Алек- сандром III, были шагом назад в государственно-по- литическом устройстве России. Этот фактор наряду с экономическими, национальными, социальными противоречиями российского общества в начале XX в. привел страну к взрывоопасной ситуации, требовав- шей безотлагательного реформирования государ- ственного управления и введения демократических свобод.]
Однако Николай II и его окружение не нашли дос- таточно эффективных мер перехода к парламентариз- му, политические игры с Государственной Думой за- тянулись. За революцией 1905—1907 гг. последовала революция февраля 1917 г., приведшая к отречению императора от власти, к смене формы государствен- иого устройства — из абсолютной монархии Россия становится буржуазной республикой.
- Учебника для вузов в.И. Щепетев
- Оглавление
- Глава I. Общие положения 11
- Глава II. Образование русского государства.
- Глава III. Управление на Руси в период феодальной
- Глава IV. Государственное управление Россией
- 3. Государственное управление в России в XVI в. ……………………………………111
- Глава V. Государственное управление Россией в XVII в ...137
- Глава VI. Государственное управление Россией в XVIII в ...165
- 4.Управление в Российской империи в конце XVIII в ………………...205
- Глава VII. Государственное управление Российской империи
- Глава VIII. Российское государственное управление
- Глава IX. Государственное управление в России
- Глава X. Государственное управление Россией
- Глава XI. Развитие государственного управления
- Глава XII. Российское государственное управление
- Введение
- Глава I общие положения
- 1. О государстве
- 2. Теории возникновения государства
- Теологическая теория
- Патриархальная теория
- Договорная теория
- Теория насилия
- Органическая теория
- Материалистическая теория
- Психологическая теория
- 3. Понятие государства Признаки государства
- Атрибуты государства
- Функции государства
- Формы и методы осуществления функций государства
- Типы и формы государства
- Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
- Политический (государственный) режим: понятие и виды
- Механизм государства: понятие и структура
- Органы государства: понятие, признаки, виды
- Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- Место и роль государства в политической системе общества
- 4. Власть и государство
- Вопросы для повторения
- Глава II образование русского государства. Становление государственного управления
- О древних славянах
- Общественный строй и начало формирования государственного управления (IX—X вв.)
- Вера на Руси
- Государственное управление Киевской Руси
- Вопросы для повторения
- Глава III управление на руси в период феодальной раздробленности
- 1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления
- Управление Владимиро-Суздальским княжеством
- Управление Галицко-Волынским княжеством
- Управление в Новгородской республике
- 2. Управление на руси в период монголо-татарского нашествия Образование государства у монголов
- Завоевательные походы
- Система управления Золотой Орды завоеванными землями
- 3. Развитие государственного управления на руси в XIV—XV вв.
- Начало объединения Руси под властью московских князей
- Вопросы для повторения
- Глава IV государственное управление россией в конце XV—XVI в.
- 1. Предпосылки создания централизованного управления государством
- 2. Развитие государственного управления
- Городское управление
- Церковное управление
- Создание единой правовой и судебной системы
- Атрибуты государственности
- 3. Государственное управление в россии в XVI в. Социальный строй Московского государства в XVI в.
- Елена Глинская и боярское правление
- Правление Ивана IV Грозного
- Боярская дума
- Местное управление
- Военное управление
- Отношения государства и церкви
- Развитие законодательства
- 4. Концепции развития централизованного государственного управления в россии в XV—XVI вв.
- Глава V государственное управление россией в XVII в.
- Боярская дума
- Приказы
- Местное управление
- Государственное управление Россией в период Смутного времени
- Для государственного управления
- Влияние изменений государственного управления на общественные отношения в XVII в.
- Изменения в титуле и обрядности власти
- Вопросы для повторения
- Глава VI государственное управление россией в XVIII в.
- 1. Государственное управление в россии в первой половине XVIII в. Петр I
- Высшие органы власти и управления
- Изменения в судебной системе
- Реформа местного управления
- Реформа городского управления
- Реформа армии и военного управления
- Влияние государственного управления на общественные отношения при Петре I
- 2. Государственное управление в россии во второй четверти XVIII в.
- Причины дворцовых переворотов. Борьба за власть
- Рост привилегий дворянства и усиление крепостного права
- Вопросы для повторения
- 3. Особенности государственного управления в россии во второй половине XVIII в.
- Реформа центрального управления
- «Учреждение губерний Российской империи» (областная реформа 1775 г.)
- Дворянское самоуправление
- Развитие системы законодательства
- 4. Управление в российской империи в конце XVIII в.
- Государство и церковь
- Итоги преобразований XVIII в.
- Вопросы для повторения
- Глава VII
- 2. Государственное управление при александре I
- Государственный совет
- Министерства
- 3. Государственное управление российской империи при николае I
- Российское чиновничество при Николае I
- Местное и губернское управление
- Полицейское управление
- Сословные учреждения. Финансовые и административно- хозяйственные органы
- Управление крестьянами
- Укрепление дворянского сословия
- Цензура и контроль над образованием
- Идеи декабристов о государственном устройстве
- Кодификация законов и реформирование судебной системы
- Управление присоединенными территориями
- Вопросы для повторения
- Глава VIII российское государственное управление во второй половине
- 1. Александр II. Реформы и особенности государственного управления
- Крестьянская реформа
- Реформа государственного управления
- Земская (1864) и городская (1870) реформы
- Судебная реформа 1864 г.
- Реформа армии и военного управления
- Реформа образования
- Финансовые реформы
- Органы управления крестьянами
- Итоги реформ
- 2. Государственное управление россией в период царствования александра III
- Городская контрреформа
- Политика в области просвещения
- Отношение к дворянству
- Управление экономикой страны
- Изменения в земском управлении
- Тенденции развития права
- Глава IX государственное управление в россии в начале XX в.
- 1. Государственное управление при николае II
- Россия в начале XX в.
- Изменения в управлении российской экономикой сю. Витте
- Государственное управление
- Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства
- I Государственная Дума
- II Государственная Дума
- Третьеиюньская монархия. III Государственная Дума
- IV Государственная Дума
- Значение столыпинской аграрной реформы (1906—1910) для государственного управления
- Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
- 2. Государственное управление россией в период революций 1917 г.
- Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России
- Государственное управление Россией после Февральской революции
- Изменения в государственном строе
- Вопросы для повторения
- Глава X государственное управление россией в советский период
- 1. Создание советского государства. Становление и развитие советского государственного управления
- 24 Октября Не получив опровержения, Керенский начал наступление
- 25 Октября Утром Керенский выехал из Петрограда в Псков, в штаб
- II Всероссийский съезд Советов. Создание нового правительственного аппарата
- Учредительное собрание
- Учредительное собрание (присутствовали 707 депутатов)
- 3 (Объединительный) съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
- Первые преобразования советской власти
- Государство и церковь
- Становление однопартийной системы в России
- Конституция рсфср 1918 г. — первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
- Система органов государственного управления в период Гражданской войны
- Управление государством в период политики «военного коммунизма»
- Создание Рабоче-крестьянской Красной армии
- Становление системы советских судебных органов
- Чрезвычайные органы государственной власти
- Создание советской милиции
- 2. Система управления советским государством в 1920—1941 гг. Государственное управление в период нэПа
- Формирование режима личной власти Сталина
- Образование ссср
- Конституция ссср 1924 г. Формирование органов власти
- Изменение государственного управления в период отмены нэПа
- Государственное управление в период коллективизации и индустриализации страны
- Реформа военного управления
- Изменение судебной системы в 1922—1926 гг.
- Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (вчк — гпу — огпу) и милиции
- Развитие системы права
- Советский тоталитарный режим в 30-е гг. XX в.
- Изменение государственного управления после Конституции 1936 г.
- Реформа военного строительства и управления
- Реформирование управления органами суда, прокуратуры и государственной безопасности
- 3. Особенности государственного управления в годы великой отечественной войны
- Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941—1945)
- Реформа управления вооруженными силами (1941—1945)
- Глава XI развитие государственного управления в послевоенный период
- 1. Кризис власти и первая попытка
- Реформирования тоталитарного государственного механизма ссср (1945 — начало 60-х гг. XX в.)
- Высшие органы власти
- Реформы государственного управления
- Реформа управления вооруженными силами
- Особенности развития органов государственной безопасности
- Послевоенное развитие советского законодательства
- 2. Российское государственное управление в середине 60-х — первой половине 80-х гг. XX в.
- Персонализация власти и социальная структура советского общества
- Конституция ссср 1977 г. Изменения в государственном управлении
- Реформа управления вооруженными силами
- Кодификация законодательства
- 3. Ю.В. Андропов. Попытки реформирования государственного управления. К.У. Черненко
- Вопросы для повторения
- Глава XII российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- 1. Совершенствование системы государственного управления 1985—1993 гг.
- Лозунги новой политики м.С. Горбачева
- Основные направления реформирования политической системы
- Кризис государственного управления. Распад ссср и создание снг
- Внешнеполитическое управление 1985—1991 гг.
- 2. Российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.
- Судебная власть в России
- Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти
- 31 Декабря 1999 г. Президент России б.Н. Ельцин объявил о том, что он слагает свои полномочия и пе- редает их премьер-министру страны в.В. Путину.
- 26 Марта 2000 г. Президентом Российской Федера- ции был избран в.В. Путин. Вопросы для повторения
- Хронология
- Великие князья, цари, императоры, премьеры, генсеки, президенты
- Основные политические партии россии в конце XIX — начале XX вв.
- Образование и численность профессионально-политических союзов, входивших в состав Союза союзов
- Россия и запад в XIX — начале XX вв. Среднемесячный заработок чернорабочего (1904):
- Потребление главнейших продуктов (кг) на душу населения (1911)
- Основные показатели России, сша и Англии в 1896—1912 гг.
- Сравнение денег русских и иностранных
- Развитие железнодорожного строительства в России в 1861—1895 гг.
- Сословный состав учащихся средней школы в 1833—1885 гг. (%)
- Население российского государства
- Российское городское население
- Территория российской империи
- Государственные органы власти. Государственные и политические деятели XX в. Председатели Государственной Думы (представительного законодательного учреждения царской России в 1906—1917 гг.)
- Председатели Совета министров (правительства России в 1905—1917 гг.)
- Главы Временного правительства в 1917 г.
- Органы управления и руководители советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Название должности главы государства по Конституции
- Название главы правительства Советского государства (октябрь 1917 — декабрь 1991 г.)
- Главы государства
- Цик ссср (1923—1938) Председатели цик От рсфср
- От усср
- Секретари цик
- Председатели вцик ссср
- Главы Советского правительства (с указанием должности)
- Председатели Верховного Совета рсфср
- Председатели Совета министров Российской Федерации
- Преемственность российской государственности
- Конституции (основные законы)
- Столицы и резиденции россии
- Церковная власть Предстоятели русской церкви
- Литература