logo

Изменения в государственном строе

Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. и просуществовало до 25 октября 1917 г., претерпев ряд реорга- низаций, в том числе в своей структуре.

Было образовано несколько новых ведомств:

В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового ста- туса церковных организаций (сформировано на церковном собо- ре в августе).

305

Для выработки «общего плана организации народного хозяй- ства и труда, а также для разрешения законопроектов и об- щих мер по регулированию хозяйственной жизни» создаются Экономический совет и Главный экономический комитет под

председательством Львова. Из 36 мест 9 отдавались в нем профсоюзам.

Положение об этих органах было принято в июне 1917 и в состав Совета входили представители министерств, обществ венных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещании и комитеты обязаны были руководствоваться постановлениями Совета. В функции Комитета входило руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласовании мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объедине- ние статистической работы. Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство создали Юридическое совещание.

В мае 1917 г. принимается новое Временное положение о земских учреждениях. Компетенция земских органов само- управления значительно расширялась. Надзор за земствами! возлагался на губернского комиссара Временного правительствен Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными! лицами об устройстве ими земских сооружений, переустройст- ве дорог и пристаней, заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств становилась ми- лиция.

Органами власти на местах стали уездные земские собрания, избираемые на три года из гласных от сельских местностей и городов. При этом возрастной ценз был снят, но от выборов отстранены военнослужащие. Списки кандидатов подписывали десять избирателей, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями. Компетенция земств значительно расширена: к их ведению отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, а также поиски путей повышения уровня жизни.

Представителями власти на местах были комиссары Времен- ного правительства, под их контролем функционировали волост- ные комитеты. Действовавшие на местах различные комитеты общественности призваны противодействовать Советам.

306

Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский земский союз, деятельность городских и районных дум и управ возглавлял Совет дум. В июне 1917 г. принято положение о Все- российском земском союзе. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, продиктованных потребностями обще- земского характера, войной и ее последствиями. Для решения

этих проблем союз мог создавать фабрично-заводские, торговые кредитные предприятия. Союзу предоставлялись права на при- обретение имущества, вступление в договоры, иски и обяза- тельства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого союза. Его органами были собрание уполно- моченных. Главный комитет, ревизионная комиссия.

В мае 1917 г. принят закон «О волостном земстве», упразд- нивший все другие волостные органы. На волостные земства возложены обязанности, ранее исполнявшиеся волостными правлениями и волостными старшинами.

Исполнительным органом стала волостная управа, она же за- менила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостного земства вошли вопросы о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, организация бирж труда. Волостное земское соб- рание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно.

В компетенцию волостной земской управы входили: созыв со- браний, подготовка проектов решений, объявление постановле- ний центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные волостным земством сборы, договоры и займы.

Была расширена компетенция мировых судов.

В судебную систему того периода входили окружные суды, судебные палаты, в которых был ликвидирован институт сослов- ных представителей, мировых судей и их съезды. Наиболее важ- ные дела рассматривались в мировых присутствиях.

307

В мае—июне 1917 г. принимаются акты, которые устанав- ливали новые цензы для судей: для мировых — среднее образо- вание и трехгодичный стаж чиновника, для окружных судей — высшее образование и определенный стаж работы в госаппа- рате. В марте по инициативе Петроградского Совета правительство учредило временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы были упразднены. В мае принят закон «О временном устройстве местного су- да», включавший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные

земские собрания и городские думы, утверждал их список мировой съезд.

Уже в мае 1917 г. в стране возрождалась система админист- ративной юстиции: в уездах стали действовать административ- ные судьи, в губерниях открылись административные отделении окружных судов, административно-судебные функции возложаны на первый департамент Сената.

В июле в Петрограде было создано Управление уголовного розыска, подчиняющееся прокурору окружного суда и контр- лируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания проводилось в рамках общего суда и мест- ного самоуправления с целью усиления за ними контроля об- щественности и представительных органов. В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение коя фликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юсти- ции включены земельные и продовольственные комитеты.

Земельные комитеты на губернском, уездном, волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Их задачей стала подготовка земельной реформы, выработка предложений, котод рые должны утверждаться на Учредительном собрании. Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, город- скими думами, мировыми съездами из представителей уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, Мини- стерства финансов и Министерства земледелия. Земельные ко- митеты собирали сведения по земельным делам, осуществляли надзор за эксплуатацией национализированных земель и урегу- лирование земельных споров.

308

К компетенции Главного земельного комитета относилось обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, контроль за исполнением решений и отмена их в случае необходимости; созыв съездов земельных комитетов. Губернские и уездные комитеты занима- лись подготовкой представлений о причинах, препятствующих проведению земельной реформы, рассматривали вопросы огра- ничения действий частных лиц, допускавших бесхозяйствен- ность во владении, споры о владении. В состав Главного комитета входили министр земледелия, назначенные правительством специального комитета члены, представители Всероссийского Совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной Думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, Всероссийского Совета кооперативов, представители политических партий и научных экономических обществ.

В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, Призванные рассматривать земельные споры и дела о беспо- рядках.

• Для разрешения конфликтов на промышленных предприятиях м августе 1917 г. созданы примирительные камеры в территори- альных районах или отраслях промышленности. Второй инстан- цией для решения этих споров стали третейские суды.

В апреле 1917 г. был учрежден институт комиссаров труда, воз- главлявюших трудовые округа из нескольких губерний. В их веде- нии находились биржи труда, закон о которых принят в августе. В апреле же специальным постановлением определены функции фабрично-заводских комитетов, создававшихся явочным порядком на местах. В августе законодательно закрепляется порядок найма рабочих, хозяевам предприятий предоставляется право проводить локауты (увольнение бастующих рабочих).

Деятельность всех звеньев государственного аппарата в 1917 г. отличалась крайней неустойчивостью и неэффективностью. В обществе исчезло доверие к власти, ее решения оставались на бумаге, а часто просто оспаривались и не признавались на- селением. Неудивительно, что страну постепенно стала захле- стывать волна беспорядков и насилия. В деревне крестьяне в массовом порядке захватывали земли, сжигали помещичьи имения, убивали их владельцев, управляющих. В воинских час- тях солдаты отказались подчиняться приказам, армия переста- ла существовать как боевая сила. Экономический саботаж со стороны некоторых предпринимателей и забастовки рабочих окончательно дезорганизовали производство как систему.

Кризисы вызвали к жизни идею «власти твердой руки», на практике связывавшуюся с военной диктатурой. Правые партии, к которым после июньского кризиса примкнули и кадеты, заин- тересованные в прекращении «революционной анархии», начали поиски потенциального диктатора.

309

Растущей популярностью пользовался генерал Л. Корнилов, сын казака, придерживавшийся республиканских взглядов. В се- редине июля он был назначен верховным главнокомандующим. На государственном совещании в августе 1917 г. в Москве Корнилов выдвинул свой проект необходимых мер по установлению диктатуры. Проект получил одобрение. Председатель Временного правительства Керенский даже дал поручение разработать соответствующие законопроекты. Поощряемый кадетами, при поддержке правых Корнилов решился на военный переворот. Когда немецкие войска заняли

Ригу, Корнилов потребовал подчинения себе войск столичного гарнизона, которые находились в распоряжении Временного пра- вительства, и распространения в тылу смертной казни. Эти тре- бования Керенским были отклонены.

Корнилов потребовал передачи власти главнокомандующему, Керенский в свою очередь потребовал от правительства наде- ления его чрезвычайными полномочиями (они ему были да- ны), объявил о смещении главнокомандующего и, пока войска Корнилова продвигались к Петрограду, предпринял попытку за- ручиться поддержкой Советов и всех революционных сил. Были начаты переговоры с Советами о созыве Демократического со- вещания с представительством левых революционных партий, из тюрьмы были выпущены большевики, которым разрешили при- нять участие в работе ВЦИКа.

27 августа ВЦИК создал Комитет народной борьбы с контр- революцией, куда вошли и большевики. Петроградский гарнизон занял позиции на подходе к городу корниловских войск, но бое- вых действий даже не потребовалось, вполне достаточно было просто блокировать железнодорожные пути. Корнилов и другие генералы были арестованы 1 сентября.

Корниловский мятеж резко изменил расстановку сил на поли- тической арене. Правые партии и офицерство дискредитировали себя поддержкой Корнилова, а большевики, постоянно твердив- шие о контрреволюционных силах, резко повысили свой авто- ритет. Быстрым темпом шла большевизация Советов. В конце августа Петроградский и Московский Советы приняли больше- вистскую резолюцию о власти с требованием отказаться от коа- лиционного правительства. 14 сентября в Петрограде открылось Демократическое совещание, среди делегатов которого было 532 эсера, 172 меньшевика, 55 народных социалистов, 134 большевика и 17 бес- партийных. Перевес вновь оказался на стороне эсеро-меньше- вистского блока. Вопрос о власти выявил на совещании три направления:

Правое крыло (правые меньшевики и эсеры во главе с И. Церетели)

Центр (часть меньшевиков и эсеров во главе с Ю. Мартовым и В. Черновым)

Левое крыло (большевики во главе с В. Лениным и Л. Троцким)

Требовали коалиции с кадетами

Выступили за коали- цию с другими де- мократическими пар- тиями

Требовали немедлен- ной передачи всей власти Советам

310

Победило течение за коалицию с кадетами. Было решено пе- редать право формирования правительства новому органу, ко- торый должно было избрать Демократическое совещание — «Совету республики» («Предпарламенту»). В итоге Керенский сформировал коалиционное правительство из 6 кадетов, 1 эсе- ра, 3 меньшевиков, 2 трудовиков, 2 военных и 1 независимого.

Большевики проиграли по всем позициям на Демократиче- ском совещании, но Советы оказались в их руках. После выбо- ров в новый Исполнительный комитет Петроградского Совета большевики заняли в нем 13 мест, остальные места достались 6 эсерам и 7 меньшевикам. Председателем Петроградского Со- вета был избран Л.Троцкий.

* * *

Во второй половине XIX — начале XX вв. Россия пе- реживала социальные потрясения.

В этот период прогрессивные тенденции в преоб- разованиях государственного аппарата управления России наталкивались на противодействие консерва- тивных сил.

При Александре II были проведены значительные преобразования системы местного управления, где созданы органы управления для крестьян, освобож- денных от крепостной зависимости, земские все- сословные учреждения на губернском и уездном уровнях, всесословные городские думы, члены кото- рых, гласные, избирались на четыре года; преобразо- вана судебная система на принципах равенства всех сословий перед законом и независимости от админи- страции, военная реформа, изменившая принцип ком- плектования армии — рекрутская система была заме- нена всеобщей воинской повинностью.

311

Признавая лучшей и наиболее приемлемой формой правления для России самодержавие, Александр II тем не менее подошел к необходимости завершения проводимых реформ созданием представительного высшего органа страны, ограничивающего самодер- жавие и обеспечивающего переход России к буржуаз- ной монархии. Таким образом, в стране зарождались элементы правового государства и гражданского общества,

в самоуправлении на местах заметно укрепилась пози- ция нарождающейся буржуазии. Однако попытки Александра II проводить преобразования по европей- ским образцам были предприняты в момент раскола власти и общества, когда не был обеспечен необходим мый минимум поддержки правительственного курс общественным мнением.

Убийство Александра II и восшествие на престол Александра III приостановили этот процесс преобра- зований. Контрреформы, осуществленные Алек- сандром III, были шагом назад в государственно-по- литическом устройстве России. Этот фактор наряду с экономическими, национальными, социальными противоречиями российского общества в начале XX в. привел страну к взрывоопасной ситуации, требовав- шей безотлагательного реформирования государ- ственного управления и введения демократических свобод.]

Однако Николай II и его окружение не нашли дос- таточно эффективных мер перехода к парламентариз- му, политические игры с Государственной Думой за- тянулись. За революцией 1905—1907 гг. последовала революция февраля 1917 г., приведшая к отречению императора от власти, к смене формы государствен- иого устройства — из абсолютной монархии Россия становится буржуазной республикой.