logo search

Реформа военного управления

После окончания Гражданской войны в обстановке жестокой разрухи народного хозяйства, в сложных внешнеполитических условиях перед Советским государством встали неотложные задачи в области военного строительства, которые по своей мно- гоплановости, масштабам и значимости обусловили проведение военной реформы.

Конкретными причинами военной реформы являлись:

экономические — необходимость сокращения расходов на оборону в связи с ограниченными материальными возможностя- ми страны; внешнеполитические — руководствуясь концепцией «СССР во враждебном капиталистическом окружении», требо- валось повысить обороноспособность государства;

363

военные — следовало, не снижая достигнутого в годы вой- ны уровня боевой мощи Красной армии, осуществить ее пере- вод на мирное положение, сократить численность, определить пути дальнейшего развития в новых условиях.

Комиссия ЦК РКП(б), проверявшая в 1924 г. состояние во руженных сил после их сокращения, пришла к выводу, чт «в настоящем своем виде Красная Армия не боеспособна».

Политбюро ЦК РКП(б) предложило Военной комиссии Ц" совместно с Реввоенсоветом СССР разработать план мероприя- тий по коренному улучшению положения Красной армии, кото- рый был утвержден 6 марта 1924 г. и составил основу военной реформы.

С военной точки зрения наиболее целесообразной являлась бы кадровая армия минимальной численностью 1,5—2 млн человек. Но содержать такую армию Советское государство в 20-е гг. было не в состоянии. Поэтому к лету 1924 г. Красная армия была до- ведена до 562 тыс. человек, т. е., сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г. Она с трудом могла прикрыть мобилизацион- ное развертывание вооруженных сил в случае войны.

В этой ситуации выход был найден в сочетании кадровой ар- мии с милиционной системой. Такая система получила название смешанной. Именно строительство вооруженных сил на сме- шанной основе составило суть, основное содержание военной реформы.

364

Все это облегчило условия перехода к наиболее целесообраз- ной форме руководства войсками — единоначалию, которое вво- дилось в двух формах. Полное единоначалие устанавливалось, если командир являлся членом РКП(б). При командирах-единоначальниках учреждалась должность помощника по политической части. Неполное единоначалие предполагало сосредоточение в руках командира строевых, административных и хозяйственных функций. За комиссаром сохранялось право контроля и функции руководства партийной и политической работой. К началу 30-х гг. полное единоначалие стало основной формой в Красной армии. Строительство советских вооруженных сил на смешанной основе юридически было закреплено первым общесоюзным Законом «Об обязательной военной службе», принятым ВЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 г. В этом законе был обобщен предыдущий опыт правового регулирования военного строительства. Согласно закону «организацией вооруженных сил трудящихся» являлась Рабоче-крестьянская Красная армия. В ее состав входили сухопутные, морские и воздушные силы, а также войска ОГПУ и конвойная стража СССР. Закон 1925 г. объявлял защиту СССР обязанностью всех советских граждан. Вместе с тем оборона СССР с оружием в руках по-прежнему доверялась только трудящимся. Женщины

принимались на военную службу на началах добровольности, но на период военного времени СНК СССР мог призывать трудя- щихся женщин в РККА для несения специальной службы. Осо- бенностью закона 1925 г. являлась довольно подробная регла- ментация альтернативной службы для граждан, религиозные убеждения которых не позволяли прикасаться к оружию.

Обязательная военная служба для трудящихся граждан муж- ского пола начиналась с 19 лет и продолжалась до 40 лет. Она состояла из:

1 допризывной подготовки,

2 действительной службы,

3 состояния в запасе.

Допризывную подготовку проходили в обязательном порядке с 19 лет все трудящиеся граждане, гоцные по состоянию здоро- вья к службе в армии и на флоте, в течение двух лет, предше- ствующих году призыва.

На действительную военную службу призывались граждане по достижении 21 года.

К концу 1924 г. Реввоенсовет СССР разработал пятилетний план национального строительства Красной армии, который по- лучил одобрение на III съезде Советов СССР (май 1925 г.). Съезд поручил ЦИК и СНК СССР «обеспечить выполнение намеченной программы национальных формирований, как отве- чающей интересам всех народов СССР в деле защиты общего их социалистического Отечества».

В целом в результате осуществления военной реформы Крас- ная армия стала представлять собой серьезную боевую силу.