logo search

Образование новых органов власти. Возникновение двоевластия в России

К 27 февраля у некоторых членов социал-демократической фракции Государственной Думы, союза рабочих кооперативов

298

Петрограда созрела идея создания Совета рабочих депутатов, подобного Советам, существовавшим в 1905 г.

27 февраля в Таврическом дворце, где еще собиралась Дума, члены ее социал-демократической фракции и часть левой интелли­генции объявили о создании Временного исполнительного комитета Петроградского Совета рабочих депутатов и призвали к немедлен­ным выборам в Совет. Нормы представительства определялись сле­дующим образом: один депутат от тысячи рабочих и один — от роты солдат. Прибыли около 250 членов, которые и избрали Ис­полнительный комитет Совета. Его председателем был избран меньшевик Н. Чхеидзе (лидер социал-демократической фракции в Думе), заместителями председателя — меньшевик М. Скобелев и трудовик А. Керенский.

Советы, как новая власть, немедленно занялись законотвор­чеством. марта был выпущен приказ № 1 по петроградскому гарнизону, предусматривавший:

• введение в войсках выборных солдатских комитетов;

• наделение этих комитетов правом санкционировать прика­зы военного руководства;

• требования вежливого обращения офицеров с солдатами;

• наделение нижних армейских чинов гражданскими пра­вами.

Приказ № 1 положил начало формированию в действующих войсках различных комитетов, что фактически подрывало воен­ную дисциплину в армии.

Либеральная оппозиция Думы, первоначально со стороны наблю­давшая за разворачивающимися событиями революции, к 27 фев­раля решилась, наконец, со своей стороны принять участие в фор­мировании новых властных органов. Практически одновременно с созданием Петроградского Совета рабочих депутатов лидеры либеральных партий Думы образовали Временный комитет для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждения­ми. Председателем комитета был избран председатель IV Думы ок­тябрист М. Родзянко.

Наведение порядка думский комитет связывал с урегулирова­нием вопроса о власти, в частности с созданием правительства, от­ветственного перед Думой, что превратило бы Россию в конститу­ционную монархию. Это требование положило начало переговорам между Временным комитетом и царем, находящимся в Ставке.

В этот период Временный комитет Государственной думы ре­шил приступить к формированию Временного правительства. Но поскольку главная вооруженная сила — петроградский гарни­зон — находился под контролем Советов и именно Советы имели

299

решающее влияние в сложившейся ситуации, Временный коми- тет думы должен был пойти на переговоры с Исполнительным комитетом Совета.

Исполком был согласен на переговоры, и согласие это объ- яснялось идейными убеждениями преобладавших в Совете мень- шевиков. Они полагали, что если революция, совершающаяся в стране, буржуазная, то и власть соответственно должна при- надлежать буржуазии и либеральным партиям. Была и дру- гая причина готовности исполкома передать власть Временному, правительству. Опасность вступления в столицу верных царю войск давила на революционные силы и заставляла их искать основы «легальности» новых органов в Государственной Думе и в других старых органах власти.

Исполком соглашался поддержать Временное правительство, только если оно будет проводить политику, санкционированную Советом. Против этого в самом исполкоме выступили только боль- шевики, не имевшие большинства, продолжая настаивать на соз- дании небуржуазного Временного революционного правительства.

В ночь с 1 на 2 марта исполком одобрил состав Временного правительства. В него вошли 12 человек: 6 кадетов и 6 октяб- ристов и близких к ним деятелей. Ключевые посты заняли:

Князь Г. Львов, близкий к кадетам

Глава Временного правительства

П. Милюков, кадет

Министр иностранных дел

А. Гучков, октябрист

Военный министр

А. Керенский, эсер

Министр юстиции

Программа, согласованная с Исполкомом Совета, состояла из восьми пунктов:

1) амнистия политическим заключенным;

2) свобода слова, печати, шествий и демонстраций;

3) отмена всяких национальных и религиозных огра- ничений;

  1. подготовка и созыв Учредительного собрания;

  2. роспуск полиции и создание народной милиции;

  3. введение выборного местного самоуправления;

  4. предоставление солдатам гражданских прав;

  5. невывод на фронт войск Петроградского гарнизона.

300

В стране после Февраля сложилось два политических цент- ра — Временное правительство и Петроградский Совет. Времен- ное правительство пользовалось поддержкой Совета, в том

числе и по восьми пунктам програмны, и если и были разно- гласия, то они не могли нарушить достигнутой договоренности: Совет поддерживает Временное правительство до тех пор, пока оно проводит одобренную Советом политику.

2 февраля утром думские делегата Гучков и Шульгин при- были в Псков к царю. Царь отрекался от престола, но неожи- данно заявил, что отрекается не только за себя, но и за сына в пользу Михаила. Возникло замешательство: отрекаться за сы- на Алексея, даже если его слабое здоровье не позволяло наде- яться на долгое царствование, царь по закону не имел права. Однако Шульгин и Гучков приняли и такое отречение. По их просьбе до момента отречения царь назначал Г. Львова премьер- министром. Временное правительстве, таким образом, получило еще один козырь в пользу своей законности.

Вопрос о власти был отложен до Учредительного собрания. Великий князь Михаил отказался от принятия престола до выбора Учредительным собрание формы правления. Два отречения подряд знаменовали собой окончательную победу ре- волюции.