logo search
book_hr

«Третья мировая теория» Муаммара Каддафи

В 70 — 30-х годах в странах арабо-мусульманского Востока получили широкое распространение теории «социализма национального типа», которые, с легкой руки западных журналистов, стали называть «исламским социализмом». Характерной особенностью этих теорий является обращение к традиции, к культурному наследию прошлого и, разумеется, к исламу. Социалистические идеи накладываются здесь на традиционные религиозно-нравственные представления, прочно укорененные в массовом сознании.

На основе такого подхода была создана и «третья мировая теория» лидера ливийской революции и руководителя Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии110 Муаммара Каддафи, изложенные в его знаменитой «Зеленой книге». Однако официальная идеология Ливийской Джамахирии занимает среди концепций «социализма национального типа» особое место. Если в большинстве из них упор делается на национальные и религиозные особенности арабо-мусульманского региона, то ливийский лидер считает свою теорию «универсальной», призванной стать идейной основой развития не только Ливии, не только мусульманских или арабских стран, но и всего человечества. Официально называя свою идеологию «третьей мировой теорией» (в отличие от «капиталистической» и «коммунистической» идеологий), он считает ее «первой и последней», то есть претендующей на абсолютную истину.

С момента выхода в свет «Зеленой книги» прошло уже более 17 лет, однако споры и научные дискуссии вокруг провозглашенного в ней пути создания общества «прямого народовластия» не утихают. События, происходящие в Ливни и вокруг нее, проблемы, связанные с «третьей мировой теорией» и «джамахирийским обществом», продолжают приковывать к себе внимание широких политических, научных и журналистских кругов во всем мире. Существует даже Международный центр по изучению «Зеленой книги», подготовивший сотни работ, комментирующих содержание теории Каддафи.

Все это, несомненно, имеет свои причины. Но дело, очевидно, не только в самобытности данной концепции, но и в том, что она претворилась в не имеющий сегодня аналогов пример осуществления на практике программы государственного строительства в масштабе целой страны. Значение этого феномена особенно заметно сейчас, в обстановке широкого и настойчивого поиска новых путей общественного развития, смелого и непредвзятого сопоставления самых разных идейных концепций и платформ, неудержимого стремления к подлинной демократии и человечности, столь необходимых современному миру. Вот почему интерес к такого рода идеям, независимо от согласия или несогласия с ними, безусловно, выходит за рамки узкого круга специалистов.