logo search

Земская (1864) и городская (1870) реформы

После освобождения крестьян в России образовывался новый силой граждан, для которых необходимо было создать новую со- циальную нишу, упорядочить их новое положение, организовать управление ими, так как раньше крепостные крестьяне находи- лись под властью помещика. Для этих целей учреждались всесословные органы местного самоуправления — земства.

В основу избирательной системы земств были положены имущественный ценз и куриальный принцип.

На сельских сходах избирались выборщики на волостной сход, на нем — выборщики в курию на уездный съезд. Уездный съезд из трех курий избирал гласных в уездное земское собра- ние, которое избирало гласных в губернское земское собрание.

Земские органы делились на распорядительные — собрания гласных и исполнительные — земские управы. Компетенция земских органов включала вопросы местного хозяйства, утверждение смет, распределение земских налогов и государственных податей, устройство учебных и благотворительных заведений. Из общих губернских повинностей в ведении земских учреждений находились:

259

1 устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и вер- стовых столбов;

2 наем домов для рекрутских присутствий, становых приста- вов и судебных следователей;

3 содержание подвод при полицейских управлениях и ста- новых квартирах;

4 содержание посредников по специальному межевания и канцелярий посреднических комиссий;

5 содержание местных (по крестьянским делам) учреждений;

6 содержание статистических комитетов.

Губернские и уездные земские управы был"и исполнительны- ми органами земских учреждений в период между съездами Кроме непосредственного исполнения распоряжений земским собраний в обязанности управ входило:

Закон обязывал земские учреждения заниматься местными делами строго в пределах территории губернии или уезда. Для заведывания принадлежащим земству недвижимым имуществом, заведениями, учреждениями избирались уполномоченные.

На ежегодных сессиях управы отчитывались перед собранием: о хозяйственных операциях, производившихся в течение года на суммы земства; о состоянии имущества земства; о состоянии на- ходящихся в их ведении заведений; о размере и распределении отправленных в течение года натуральных повинностей. Для про- верки земской отчетности из гласных формировались ревизионные комиссии. Заключения их о деятельности управ поступали на ут- верждение земских собраний.

260

Должностные лица земских управ (председатель и члены управы) не пользовались правами государственных служащих. Содержание им выплачивалось по усмотрению собраний из зем- ских средств. Городовые положение» 1870 г. вводило в городах бессословные органы — городские думы, — также формировавшиеся на основе имущественного ценза. В зависимости от размеров уплачиваемого налога городские избиратели делились на три курии. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую

думу. Городские органы также подразделялись на распоряди- тельныегородская дума — и исполнительные — городская управа под председательством городского головы — органы. Компетенция думы ограничивалась хозяйственными вопросами городского строительства и торговли, промышленности, здраво- охранения и образования.