logo search
book_hr

Социально-политическая теория Сунь Ятсена

Особое место в истории китайской общественно-полити­чес­кой мысли конца XIX — начала XX вв. принадлежит Сунь Ятсену (1866 — 1925). Преодолев многие традиционные представления, ему удалось создать социально-политическую концепцию нового типа. В то же время его учение о «трех народных принципах» — глубоко национальное, оно опирается на идеи, выработанные в русле китайско-конфуцианской утопической традиции. Создавая в течение двадцати пяти лет свою теорию, Сунь Ятсен переосмыслил некоторые фундаментальные понятия китайской культуры, заново интерпретировал их применительно к условиям XX в.

Учение Сунь Ятсена опирается на гуманистический потенциал, заложенный в конфуцианстве. Обратившись к древнему источнику — главе «Лиюнь» книги «Лицзи», автор прежде всего переосмыслил идею гармонического сбалансированного общества, в котором предусмотрено соблюдение интересов различных возрастных групп и каждому отводится четко определенная социальная роль. Но если идеал, выдвинутый Сунь Ятсеном, был по своей структуре глубоко традиционен, выдержан в духе датун, то метод его достижения, по мнению создателя учения о «трех народных принципах», должен был быть самым современным. Устройство совершенного общества мыслилось в концепции Сунь Ятсена с помощью государства, получающего максимальную прибыль в экономической сфере. Что же касается представлений о социальной стратификации общества, то они оставались в ней традиционно конфуцианскими. В этом смысле учение о «трех народных принципах» можно рассматривать как один из этапов развития и трансформации конфуцианской социальной утопии в XX в.