logo search

Персонализация власти и социальная структура советского общества

Социальная структура советского общества в 60—70-е гг. XX в. по сравнению с предыдущими периодами существенно изменилась. Это было связано в первую очередь с быстрыми темпами урбани- зации: если в 1939 г. в городах проживало 56 млн человек, то к началу 80-х гг. эта цифра выросла до 180 млн человек. С начала 60-х до начала 80-х гг. из деревни в города переселилось свыше 35 млн человек.

421

В среде этого городского населения также происходили круп- ные изменения. Если в конце 50-х гг. большинство (около 70%) городского населения было занято в сфере промышленности, строительства и транспорта, то в 60—70-е гг. этот процент значи- тельно уменьшился в пользу сфер обслуживания и информации, уменьшилась доля рабочих, занятых неквалифицированным тя- желым трудом. К началу 80-х гг. специалисты с высшим и сред- ним специальным образованием составляли приблизительно 40% всего городского населения.

Значительно выросло число людей с высшим образование В стране насчитывалось около 5 млн студентов и 1,5 млн пре- подавателей. Однако в социальной политике государства во многом господствовал принцип остаточного финансирования со- циальных программ. С середины 60-х гг. фактически не росли темпы жилищного строительства, на здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (10—12 % в развитых стра- нах мира, где медицина платная или частично платная). С 1956 г. не пересматривалось пенсионное законодательство. 40% всех трудящихся были заняты неквалифицированным тяжелым тру- дом. Экономические трудности вызывали хронический дефицит товаров, повышение цен и введение карточной системы снабже- ния в отдельных регионах страны.

К середине 60-х гг. рассеялись иллюзии о том, что общест- венный порядок в стране может поддерживать сам народ посред- ством поголовного участия в добровольных народных дружинах. В сентябре 1966 г. было восстановлено Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР, структура которого со- ответствовала основным направлениям деятельности: Главное управление милиции, Главное управление мест заключения, Следственное управление, Главное управление внутренних войск, Главное управление пожарной охраны и др.

25 ноября 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР МООП СССР было переименовано в Министерство внут- ренних дел СССР. При этом некоторой реорганизации подверг- ся и его центральный аппарат. Вместо Главного управления милиции образуются в качестве самостоятельных подразделе- ний: Управление административной службы милиции (в после- дующем Главное управление охраны общественного порядка), Управление уголовного розыска, Управление по борьбе с хище- ниями социалистической собственности и спекуляцией, Управ- ление ГАИ, Управление специальной милиции (позднее преоб- разовано в Специальное управление МВД СССР), Управление транспортной милиции (впоследствии — Главное управление внутренних дел на транспорте). Аналогичные реорганизации были произведены в МВД союзных республик. 16 лет (с 1966 по 1982 г.) МВД СССР руководил Н.А. Щелоков. Благодаря близким отношениям с Л.И. Брежневым ему удалось решить некоторые вопросы по качественному преобразованию органов внутренних дел.

422

Вместе с тем Н.А. Щелоков примерно с середины 70-х гг. стал серьезно злоупотреблять служебным положением в корыстных

целях. После смерти Л.И. Брежнева Щелоков был освобожден от занимаемой должности и привлечен к уголовной ответствен- ности, лишен воинского звания «генерал армии», наград (за ис- ключением боевых), а 13 декабря 1984 г. — застрелился.

К началу 70-х гг. обозначилось расхождение в понимании экономической стратегии Советского государства между лиде- ром КПСС Л.И. Брежневым и председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным.

Первый являлся сторонником ограниченной децентрализации управления экономикой в рамках прежней административно-ко- мандной системы и выделял следующие приоритетные нап- равления: сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс, освоение Сибири.

Второй выступал за оживление рыночных отношений при ус- ловии сохранения в неприкосновенности политико-администра- тивной системы. При этом предпочтение отдавал ускоренному развитию легкой промышленности как основе повышения уров- ня жизни населения.

423

К этому времени Л.И. Брежнев значительно упрочил свои по- зиции: с 1964 г. — председатель Совета обороны СССР, в ап- реле 1966 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, в мае 1976 г. ему было присвоено звание маршала Советского Сою- за, а в 1977 г. занял должность Председателя Президиума Вер- ховного Совета СССР. В ЦК КПСС он сформировал так на- зываемую «днепропетровскую группировку», членов которой расставил на ключевые должности в руководстве партией и го- сударством. Ближайшее окружение, пользуясь слабостью Бреж- нева к наградам и почестям, попыталось сформировать культ его личности и создать образ человека-символа. Брежнев получил пять золотых звезд Героя Советского Союза и Социалистиче- ского труда, высшую советскую военную награду — орден «Победы», восемь орденов Ленина, два ордена Красного Знамени и др. Помимо этого он был удостоен высших наград других государств, а также золотой медали им. Карла Маркса за «исключительный вклад в развитие марксистско-ленинской теории и в научное исследование актуальных проблем развития социализма», Ленинской премии мира и Ленинской премии по литературе за три автобиографические брошюры («Малая земля», «Возрождение» и «Целина»). В общественном мнении этот фарс с непомерным раздуванием заслуг и бесконечными награждениями получил негативную оценку.

Вышеупомянутые противоречия между Брежневым и Косыги- ным не привели, однако, к отставке последнего. Под влиянием ряда объективных (Чехословацкий кризис 1968 г., эскалация ин- тервенции США во Вьетнаме) и субъективных факторов (стрем- ление любой ценой сохранить стабильность в высших эшелонах власти) А.Н. Косыгин вынужден был проводить более консер- вативную экономическую политику.

К тому же сложившаяся на мировом рынке благоприятная конъюнктура позволяла СССР в тот период за счет увеличения экспорта сырья (лес, нефть, газ) и электроэнергии относитель- но легко находить необходимые средства для государственных расходов.

Тем самым снималась необходимость реформы, направленной на структурную перестройку экономики, повышение качества продукции и интенсификации производства. К концу 70-х гг. экономическая реформа окончательно зашла в тупик. Экономика СССР исчерпала возможности экстенсивного развития. К тому же кадровая политика, проводимая руководством СССР в ин- тересах сохранения стабильного положения правящей элиты, способствовала формированию номенклатуры (относительно замкнутой касты чиновников партийно-государственного аппа- рата, разделенных по должностному принципу на несколько уровней и максимально пользовавшихся различными льготами и привилегиями). Постепенно произошла персонализация власти, которая, в свою очередь, привела к застою кадровой политики. Средний возраст руководителей высшего эшелона власти превышал 70-летний рубеж. В обществе росли настроения общего недовольства и неудовлетворенности действительностью. Все это создавало кризисную ситуацию особенностями которой были:

1 приоритет политики над экономикой, что приводило к то- му, что экономические интересы и экономическая целесообраз- ность в государстве постоянно приносились в жертву политиче- ским и идеологическим лозунгам;

424

2 замкнутость и корпоративность правящей элиты при высоком уровне ее жизни, что не стимулировало стремление к проведению реформ для улучшения жизни большинства общества. В начале 80-х гг. страну все более охватывал всеобъемлющий кризис, затронувший все сферы общества. По экономическим показателям темпа развития, по выпуску валового национального продукта, по производительности труда и по качеству продукции

СССР значительно уступал многим развитым странам ми- ра. Научно-технический прогресс и компьютеризация практичес- ки не затронули СССР. Господство правящей партийной элиты в государстве вело к коррупции, происходило слияние мафиоз- ных структур с высшим государственным управлением. Управ- ление страной фактически находилось в руках нескольких се- мейных кланов. По уровню жизни СССР оказался значительно ниже не только развитых, но и некоторых развивающихся стран «третьего мира». Постоянный дефицит продуктов питания и про- мышленных товаров, рост цен и «черного рынка» при обилии спецмагазинов для правящей элиты вызывали общественное не- довольство. Жесткая цензура во всех жанрах творчества и об- щественной мысли внутри страны привела к особому явлению в развитии культуры ее двойственности. Существовало как бы две культуры: официальная и неофициальная, представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой ин- теллигенции.