logo search

Становление многопартийности в России и идеи государственного устройства

В начале XX в. в России шел процесс политического само- определения различных слоев населения.

В рамках этого процесса еще в конце XIX в. появляются первые политические партии. Особенно бурно партийно-политические струк- туры возникали в период революции 1905—1907 гг. Именно в эти годы сложился политический спектр партий, определились ведущие направления. К 1906 г. в России насчитывалось около 50 партий (большая часть их действовала в национальных районах).

Партии и организации консервативно-охранительного направ- ления вышли из помещичьих организаций, возникших на рубеже XIX—XX вв. Деятельность разрозненных помещичьих кружков носила первоначально сословно-дворянскую, а не политическую окраску, они были более похожи на клубы, объединявшие идей- ных сторонников самодержавия. Вплоть до 1905 г. эти органи- зации продолжали оставаться салонными кружками с социаль- но-однородным составом, мало отличавшимся от корпоративных дворянских организаций.

Первая организация охранительного направления, пресле- дующая политические цели, появилась в 1900 г. в Петербур- ге. Это было «Русское собрание».

285

Наиболее массовой политической организацией этого направле- ния стал «Союз русского народа», пользовавшийся поддержкой

придворных кругов. Объединяющим фактором для этих сил слу- жила идея, выраженная формулой «православие, самодержавие народность».

Важное место на политической карте России занимало ли- беральное направление. Либерал в первоначальном значении — человек свободомыслящий, вольнодумец. В общем смысле либе- рал — это сторонник парламентского строя, демократических свобод и прав личности, характерных для западного общества, при исключительно мирных средствах их достижения.

На рубеже XIX—XX вв. начался новый этап российского ли- берализма. Возникает и постепенно набирает силу течение, где решающую роль играет интеллигенция, представленная такими именами, как П. Струве, П.Н. Милюков, В.Д. Набоков, П.И. Нов- городцев и другие. Шла «европеизация» российского либерализма, он очищался от славянофильских идей и традиций, впитывал но- вейшие достижения западной обществоведческой науки. Ведущей у русских либералов стала идея правового конституционного госу- дарства с парламентом, всеобщим избирательным правом, друга- ми демократическими свободами.

В отличие от «старого» либерализма XIX в. новый обратился к социальным вопросам, выдвинул требование принудительного от- чуждения земли у помещиков за выкуп, легализации профсоюзов, вве- дения восьмичасового рабочего дня, социального страхования.

286

Первая либеральная организация «Беседа» была полулегальной, она возникла в 1899 г. и просуществовала до 1905 г. В 1903 г. появились две либеральные организации: «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». В период революции 1905—1907 гг. возник ряд либеральных партий: кадеты, октяб- ристы, демократических реформ, Торгово-промышленная партия и т. д. Российский либерализм объединил мощную политическую элиту с богатым интеллектуальным потенциалом. Однако социальная база его была узкой. Третьим направлением в политическом спектре России было неонародничество, которое на протяжении многих десятилетий представляло собой широкое общественно-политическое движение. На рубеже XIX—XX вв. основное содержание народнической идеологии осталось прежним: проповедь особого, не западного пути развития, а также общинного аграрного социализма как идеала общественного устройства. Политическая партия, предложившая переход к общинному социализму как путь решения противоречий, образовалась в начале XX в. Это была партия эсеров. Она стала самой массовой и одной из влиятельнейших на политической арене России. От

нее шло отпочкование других партий: партии народных социа- листов, союза эсеров-максималистов, партии левых эсеров.

Четвертой группой политических организаций в России начала XX в. стали социал-демократические партии, ос- нованные на идеологии марксизма. Их появление связано с развитием рабочего движения. В 1898 г. была образована Рос- сийская социал-демократическая рабочая партия. В рамках рос- сийской социал-демократии развилось два течения: меньшевизм, объединивший сторонников ортодоксального марксизма и высту- павший за организацию социал-демократической партии по западному образцу, и большевизм, который представлял собой соединение западного марксизма со специфическими условиями России и стремился к созданию централизованной боевой орга- низации. В 1912 г. РСДРП окончательно распадается и начина- ется формирование двух самостоятельных социал-демократиче- ских партий: большевиков и меньшевиков.

Особую роль в политической жизни страны играли анар- хисты. Анархизм проповедует ничем не ограниченную свободу личности, требует немедленного уничтожения частной собствен- ности, эксплуатации, государства в любых формах. Его сторон- ники выступали за переход к общественному порядку, который основан на свободном соглашении между индивидами и народа- ми. Своими корнями анархическое учение уходит в философию Древней Греции. Среди теоретиков анархизма много ярких имен: М. Бакунин, П. Кропоткин, П. Лавров, П. Ткачев, Л. Тол- стой и др. В российском анархизме существовало много оттен- ков, представленных своими организациями. Отрицая государ- ственность и организацию как таковую, анархисты не смогли ни выработать общих взглядов, ни наладить совместные действия.

287

В целом довольно пестрый спектр политических сил России впервые ярко проявился во время выборов в Государственную Думу и в ходе ее работы. Манифест 17 октября 1905 г. дал официальное разрешение на создание партий и союзов, что способствовало легализации уже существовавших партий и созданию новых. Если революционно-радикальный лагерь был организационно оформлен еще до революции, то буржуазно-либеральные партии стали формироваться лишь в ее ходе. Союз 17 октября (октябристы) являлся партией крупных капиталистов и землевладельцев. Лидерами его стали московский промышленник А.И. Гучков и земский деятель Д.Н. Шипов. В политическом отношении члены партии считали, что после Манифеста 17 октября в России установлен нужный государственный

строй и революция закончилась. Они являлись противниками фе- деративного устройства государства, выдвинув лозунг «единой и неделимой России». В аграрном вопросе октябристы настаивали

В рабочем вопросе октябристы резко выступили против тре- бования восьмичасового рабочего дня.

Конституционные демократы (кадеты) представляли широкие слои интеллигенции, не стремившейся к революционным потрясениям. Лидером партии был историк П.Н. Милюков. В вопросе о политическом устройстве государства кадеты высту- пали за конституционную монархию и допускали для национал» ных окраин России автономию и культурное самоопределение в рамках империи. В аграрном вопросе придерживались про- граммы отчуждения части помещичьих земель за вознаграж- дение из государственной казны. В рабочем вопросе были сто- ройниками восьмичасового рабочего дня.

«Союз русского народа», «Совет объединенного дворянства» , (черносотенцы) являлись крайне правыми проправительственными партиями. Черносотенцы считали Манифест 17 октября 1905 г. от- ступлением от традиционной формы правления и ратовали за воз- вращение к исконному для России самодержавию.

Влияние на государственную политику партий постоянно ме- нялось. Об этом ярко свидетельствует избрание их представителей в Государственную Думу.