logo search

Государственное управление

Россия в начале XX в. оставалась, как уже отмечалось, аб- солютной монархией. Вступая на престол, Николай II решитель- но заявил о бессмысленности мечтаний «об участии представи- телей земств в делах внутреннего управления».

Высшая законодательная власть принадлежала императору, совещательным органом при котором был Государственный совет. Его члены назначались царем. Высшей судебной инстан- цией был Сенат, обладавший также правом толковать законы. Исполнительная власть была сосредоточена в 11 министерствах и координировалась Комитетом министров. Однако кабинет не имел характера единого правительства — каждый министр был ответственен перед царем лично. На местном уровне власть на- ходилась в руках генерал-губернаторов, назначаемых из центра правительством.

Большое количество чиновников в центре и на местах зна- чительно усложняло управление огромной империей. Разлад

283

государственной машины давал о себе знать уже в начале век в 1902 г. министр внутренних дел Плеве заявил, что не может управлять при помощи одних чиновников и намерен правления представителей земства. Министр финансов Витте был сторон- ником представительства в умеренной форме с постепенным преобразованием государственного строя.

Попытки правительства снять напряженность и заручиться общественной поддержкой нашли свое выражение в так на- зываемой «весне» министра внутренних дел в 1904—1905 П.Д. Святополк-Мирского, провозгласившего «эпоху доверия» Проект политической программы Святополк-Мирского, представ- ленный царю, включал введение земского представительстве в Государственном совете. Однако проект был провален при обсуждении на специальном совещании под председательством самого царя. «Весна» закончилась отставкой Святополк-Мирского.

В условиях начавшейся революции 18 февраля 1905 г. царь издал указ Сенату о приеме от частных лиц и учреждений «предположений об усовершенствовании государственного бла- гоустройства» и о привлечении «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законо- дательных предположений».

В августе 1905 г. был опубликован манифест с обещанием со- звать Государственную Думу. По проекту министра внутренних дел А.Г. Булыгина Дума не имела права законодательной ини- циативы и была лишь законосовещательным органом при царе. Избирательное право ограничивалось высоким имущественным цензом.

Однако общество бойкотировало Булыгинскую думу. Она так и не была созвана.

284

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. определил новый по- рядок выборов в Государственную Думу. Возрастной ценз ус- танавливался в 25 лет. Выборы не были всеобщими: к ним не допускались женщины, военные, служители церкви, рабочие малых предприятий. В нормах представительства была избрана политика опоры на одно сословие. Этим сословием правитель- ство посчитало монархически настроенное крестьянство. Выборы были не прямые, а многоступенчатые. Для буржуазии и дворян двухступенчатые, для рабочих — трехступенчатые, для крестьян — четырехступенчатые. Был избран сословно-куриальный принцип формирования Думы. Выборы происходили по 4 куриям:

1. Землевладельческой

1 избранный на 2 тыс. человек

2. Городской

1 избранный на 4 тыс. человек

3. Крестьянской

1 избранный на 30 тыс. человек

4. Рабочей

1 избранный на 90 тыс. человек

После Манифеста 17 октября 1905 г. Государственный совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента. Процедура принятия закона предполагала его прохождение в нижней палате, затем в верхней, после чего закон поступал на подпись к царю, который обладал правом вето. Ни один за- кон не мог быть принят в обход Думы, но и царь имел право отклонить любой принятый Думой законопроект.

Преобразовывался и Совет министров. Он становился коор- динирующим органом министерств, ответственным только перед царем. Совет, так же как и Дума, имел право законодательной инициативы.