logo search

Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны

292

Россия была готова только к быстротечной войне: военные за- пасы были сделаны всего на три месяца. Мобилизация не вызвала общественного недовольства, однако она поглотила квалифициро- ванных рабочих. Приток новых рабочих с низкой квалификацией немедленно отразился на производительности труда, а следователь- но, и на объеме производимой продукции. Экспорт сырья для выплат по внешним долгам приводил к его нехватке внутри стра- ны. Выходило из строя оборудование, которое Россия традиционно закупала на Западе (из-за экономической блокады этот источник был во многом закрыт). Все это вызывало сильное падение объе- ма производства. 80% предприятий работали на военные нужды, что сокращало выпуск потребительских товаров. Начался дефицит, в том числе и промышленных товаров в деревне. Нарушился ба- ланс обмена между городом и деревней, начались рост цен на сель- скохозяйственную продукцию и инфляция. Транспортный кризис (в 1916 г. 1/4 часть локомотивного состава была выведена из строя) не позволял России не только подтягивать войска к фронту и перебрасывать по его линии, но и парализовал внутреннюю торговлю.

Война изменила многое в расстановке политических сил внутри страны. Самые актуальные вопросы в государстве ото- шли как бы на второй план, все внимание сконцентрировалось на войне. Николай II, принявший на себя командование в 1915 г. военными силами и пребывавший в связи с этим в Ставке Командования, оказался изолированным от управления страной. И отсутствие правительство оказалось совершенно дозор. Министерская чехарда (за год сменилось пять Министров внутренних дел, четыре министра сельского хозяйства и три военных министра) свидетельствовала о потере самодержавия рычагов управления государством.

Монархия стремительно теряла не только рычаги управ- вления, но и общественную поддержку. В последний период существования монархии всеобщее недовольство вызывала эпичность близкого ко двору «старца» Г. Распутина. Увлечение мистицизмом при дворе сделало влияние Распутина довольно значительным. Царский фаворит, малограмотный крестьянин, по циркулирующим в России слухам, открыто вмешивался в поли- тику, в военные вопросы, часто от его мнения зависела судьба министров и других членов правительства.

Недовольство политикой правительства явственно проявилось в работе IV Государственной думы, созванной в 1912 г. Цент- ральными вопросами в ней стали:

О «правительстве доверия» (ответственном перед Думой)

О возможности сепаратного мира с Германией для выхода России из войны

Оформившийся в IV Думе Про- грессивный блок (октябристы, ка- деты и др.) требовал «правитель- ство народного доверия» с ответ- ственностью министров перед Ду- мой

Политический кризис 1915 г. за- ставил правительство под давле- нием Думы начать формирование нового правительства, одновре- менно готовя разгон Думы. Дума готовила списки новых министров из своего состава. Весь 1916 г. царь упорно сопротивлялся требо- ваниям сформировать «правитель- ство доверия»

Вопрос о возможности мира с Германией вызвал раскол не толь- ко между партиями в Думе, но да- же внутри самих партий

Войну до «по- бедного конца» проповедовали социал-патриоты (Плеханов, Кро- поткин), оборон- цы (часть мень- шевиков и тру- довиков с Керен- ским), кадеты, октябристы

Призывали к по- ражению своего правительства позже — к пере- растанию импе- риалистической войны в граж- данскую часть большевиков (Ленин, Троцкий)

293

Однако с затягиванием войны отношение партий к ней менялось. В течение 1916 г. легальная оппозиция умножила атаки против самодержавия. Когда Дума собралась 13 ноября 1916 г.В в стране сложилась уже критическая обстановка. В своей речи в Думе, текст которой распространялся по всей стране в спи- сках, П.Н. Милюков утверждал, что политика правительстве продиктована «либо глупостью, либо изменой». А. Керенский от имени трудовиков потребовал отставки всех министров, «предав- ших свою страну».

25 февраля 1917 г. император издает указ о роспуске Госу- дарственной Думы. Ее депутаты создают 27 февраля Временным комитет Государственной Думы, на основе которого позже былой создано Временное правительство.

Первая мировая война привела к существенным переменам в государственном управлении Россией.

Необходимость решения чрезвычайных задач военного време-Яни, перестройки хозяйства на военный лад обусловили создание чрезвычайных органов в стране.

Прежде всего, был образован ряд межведомственных учреж- дений — особые совещания. В 1915 г. создано особое сове- щание по снабжению армии, которое позднее преобразовано в четыре особых совещания по обороне, топливу, продовольст- венному делу и по перевозкам продовольствия и военных грузов, 30 августа 1915 г. создано пятое особое совещание по устрой- ству беженцев.

294

Особые совещания состояли из представителей соответствую- щих учреждений, ведомств и организаций. Так, в особое сове- щание по обороне входили военный министр (председатель) пред- седатель Государственного совета, председатель Государственной Думы, 9 членов Государственного совета, 9 депутатов Государст- венной Думы и пр. Примерно таким же образом были созданы и другие особые совещания. Каждое совещание могло образовывать комиссии и комитеты в соответствии со своими функциями и задачами для предварительной подготовки вопросов, подлежащих обсуждению на совещаниях. Особые совещания имели право издавать временные правила, обязательные к исполнению, налагать секвестр, устанавливать предельные цены, проводить реквизицию, заготавливать все необходимое для армии. Практической задачей особых совещаний являлось улучшение снабжения армии. Однако, несмотря на большие полномочия и широкое представительство в них правительственных учреждений и общественных организаций, особые совеща-

ния плохо справлялись со своими функциями по снабжению армии.

Война вызвала изменения в органах военного управления армии и потребовала расширения прав военных властей. С момента объявления мобилизации вступило в действие По- Гложение о полевом управлении войск, утвержденное 16 июля 1914 г. Полномочия военных властей и их взаимоотношения с органами гражданского управления определялись этим положением и особыми Правилами о местностях, объявленных на военном положении. Согласно Положению территория развертывания и действий вооруженных сил и их тыловых учреждений составляла театр военных действий. Все гражданское управление театра военных действий подчинялось главным начальникам с ответствующих военных округов или военным генерал-губернаторам. Положение определяло структуру полевого аппарата управления войсками (ставки). Верховный главнокомандующий, являвшийся высшим начальником всех сухопутных и морских вооруженных сил, наделялся чрезвычайными полномочиями. В районе театра военных действий его приказания исполнялись наравне с законами и распоряжениями центральных властей всеми правительственными учреждениями. Он подчинялся только царю и за свои действия нес ответственность только перед ним. Коман- дующий армией мог принимать меры по обеспечению обществен- ного порядка, государственной безопасности, совершенствованию обороны. За нарушение обязательных постановлений командую- щий армией мог устанавливать наказания, не превышающие трех- месячного заключения, или штраф до 3 тыс. рублей.

Для содействия правительственным учреждениям в снабже- нии армии и флота по инициативе представителей промышлен- ности в годы Первой мировой войны были созданы военно-про- мышленные комитеты, функциями которых являлись:

295

При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя улаживание конфликтов между рабочими и пред- принимателями.

В ноябре 1916 г. принимается постановлением введении про- довольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производили в твердых ценах, в случае отказа назнаН чалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых. Устанавли- валась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивали отпуск товаров в одни руки, лимитировали карточки.

В мае 1915 г. был создан Главный продовольственный коми- тет, в компетенцию которого входили сбор сведений о запаса продовольствия от всех учреждений и лиц, установление план перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. В местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономический

Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленны- ми органами стали создавать общественные организации, объея- динившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они ставили оказание помощи раненым (организация госпита- лей, поставка медикаментов, подготовка медперсонала), распре- деление заказов мелким предприятиям и посредничество между ними и казной. Юридической основой деятельности Союза стали договоры, заключавшиеся разными земствами между собой. Пра- вительство предоставило Земгору права полувоенной органи- зации. Чиновники Земгора носили форму и освобождались от военной службы.

296

В годы войны произошли изменения в системе судебных органов. 20 июля 1914 г. утверждена новая редакция IV раздела военно-судебного устава «О суде в военное время». Согласно уставу в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, учреждались полковые и равные им корпусные военно-окружные суды и Главный военный суд,или Кассационное присутствие. При чрезвычайных обстоятельствах в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, образовывались военно-полевые суды. При полевом управлении главнокомандующим армиями фронта назначался заведующий военно-судной частью. Полковой командир имел право изменять состав полкового суда по истечении срока полномочий судей. Временные члены корпусных и военно-окружных судов назначались из строевых офицеров соответствующими командирами. Председатель Кассационного присутствия назначался царем.