logo search

3. Государственное управление российской империи при николае I

Император Николай I (1796—1855) был третьим сыном Павла, и его не готовили к управлению государством. Однако у Александра I не осталось наследников, а Константин Павло- вич, который должен был по закону наследовать Александру I, отказался от престола. Александр I назначил своим преемником Николая, но — таковы были условности в царской семье — не сказал ему об этом прямо, а лишь однажды в тесном семейном кругу за обедом намекнул, что Николая ждет высокий государ- ственный жребий. Неудивительно поэтому, что, когда Александр I скоропостижно скончался, Константин в Варшаве присягнул Ни- колаю, а Николай в Петербурге — Константину.

Итогом стало междуцарствие и восстание декабристов. Таким образом, начало царствования Николая I было трагичным. Эти обстоятельства во многом определили отношение Николая к го- сударственному строительству и методам управления государ- ством. Важными в этом плане были также личные качест- ва Николая I. Это был очень волевой, дисциплинированный

227

и решительный человек жесткого и крутого нрава. Для императора он не был достаточно образован, но был человеком умным, желающим и способным предвидеть последствия важнейших решений.

Главным для него всегда было служение России. Николай I переоценивал успехи своего собственного царствования и во смотрел на внутреннее состояние России. Умирая, он сказал своему сыну, будущему императору Александру II: «Мне хоте- лось принять на себя все трудное, тяжкое, оставить тебе цар- ство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судить иначе».

Центральные государственные учреждения при Николае делились на органы верховного и подчиненного управления. Органами верховного управления царь руководил сам, а орган подчиненного управления находились в ведении специальных должностных лиц, осуществляющих свои функции от имени по поручению царя. Деление управления на верховное и подчиненное было введено М.М. Сперанским.

К органам верховного управления относились Государев венный совет, председателем которого являлся царь, кабинет министров, Канцелярия. Императорская канцелярия стала прея вращаться в высшее государственное учреждение еще при Александре I, а в царствование Николая I приобрела огромным значение. Канцелярия делилась на четыре постоянных и раз личные временные отделения.

Первое отделение исполняло личные поручения царя, предоставляло ему поступающие на его имя бумаги, ведало личным составом чиновников.

Второе отделение занималось кодификацией законодательства.

Третье отделение руководило тайной полицией и жандармерии- ей, а четвертое — ведало благотворительными учреждениями.

Еще одним органом верховного управления было Министерство двора и уделов, которое обслуживало царя и членов царской фамилии.

Органами подчиненного управления (были Сенат, Синод и министерства.

Личная канцелярия царя, возникшая еще до 1812 г., с созданием 3 июня 1826 г. 3 отделения превратилась в орган верховной власти, концентрировавший в своих руках почти все стороны управления государством и, по существу, подменявший ряд министерств. Как часть императорской канцелярии, III отделение, подчиняясь только Николаю I, стояло вне общей

228

системы государственных учреждений и даже в известной сте- пени над ними. Министры и главно управляющие должны были выполнять все его указания по поводу непорядков и злоупот- реблений в их ведомствах, генерал-губернаторы и губернаторы по вопросам, входившим в сферу деятельности III отделения, до- носили не Министерству внутренних дел, а непосредственно императору через главного начальника отделения. В 1827 г. в рас- поряжение III отделения был предоставлен корпус жандармов.

Россия была разделена на несколько жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому управлению. В каждый округ были назначены жандармские генерал и не- сколько штаб-офицеров. Должности начальника III отделения В шефа жандармов совмещались, как и должности управляюще- го III отделения и начальника штаба корпуса жандармов.

Личный состав III отделения никогда не был велик. В 1826 г. в нем состояло на службе, не считая, разумеется, агентуры, 16 человек, в 1855 г. — 40 человек. Новое учреждение возглавил генерал-адъютант А.Х. Бенкендорф, пользовавшийся особым дове- рием царя.

Структура III отделения с конца 20-х гг. включала восемь отделов. Первый отдел организовывал сбор данных по всем вопросам, входящим в компетенцию III отделения. Второй отмел — контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников. Назначение третьего отдела — борьба с подделкой денег и ценных бумаг, четвертого — организация надзора за гражданами, пятого — координация усилий по административной высылке поднадзорных. Шестой отдел осуществлял руководство Местами лишения свободы. Цель седьмого отдела — организация наблюдений за иностранными подданными на территории империи. Основной задачей восьмого отдела было проведение научных изысканий по всем вопросам, интересующим III отделение, для чего собирались и обобщались статистическиеи прочие материалы, готовились справки и доклады. В состав Канцелярии также входили еще три отделения: четвертое, созданное в 1827 г., должно было контролировать и направлять работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. Пятое отделение было образовано в 1836 г. специально для выработки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа. Все шесть отделений Канцелярии представляли собой фактически самостоятельные высшие государственные учреждения,

229

и между ними существовала постоянная внутренняя связь. Кан- целярия, таким образом, вполне может рассматриваться высший правительственный орган с самыми широкими полно- мочиями и важнейшими функциями.

Во внутренней политике Николая I можно условно выделить два периода, границей между которыми является общеевро- пейская революция 1848 г. Если первый период царствования ознаменовался реформами внутри страны, то революции 1848— 1849 гг. вызвали усиление реакции во внутренней политике и попытки реформирования больше не предпринимались.

Идеалом государственного устройства для Николая I являлась армия, строго регламентированная уставами и регламентами, с же- лезной дисциплиной и подчинением командованию. «Здесь, в ар- мии, порядок, строгая безусловная законность... никто на приказывает, прежде чем сам не научится повиноваться... все подчиняется одной определенной цели...» Встав во главе государ- ственной армии чиновников, Николай полностью сосредоточил бразды правления в своих руках.

Разросшийся бюрократический аппарат свидетельствовал о попытках правительства контролировать бюрократию силами самой бюрократии. В целом государственное управление было следующим:

230