logo search

Российское чиновничество при Николае I

Количественный рост государственного аппарата при Нико- лае I был очевидным и значительным: в середине XIX в. он насчитывал уже около 100 тыс. человек. Такой большой госу- дарственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государ- ства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета. Определенную роль в этом процес- се сыграло созданное в 1826 г. Министерство императорского двора.

Николай I правил страной, опираясь исключительно на чиновничество. По мере бюрократизации российской жизни и роста количества учреждений, возрастало и число чиновничьих должностей, и уже к концу XIX в. классы «Табели о рангах» пе- рестали совпадать с должностями. Для установления соответст- вия между ними постоянно издавались указы. В 30-е гг. XIX в. многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской», который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанно- сти чиновников и т. д.

К концу царствования Николая I расписание чинов выгля- дело следующим образом.

Вершину бюрократической иерархии составляли чиновники первых пяти классов: члены Государственного совета, минист- ры, сенаторы, генерал-губернаторы и губернаторы, директора министерских департаментов, управляющие казенными пала- тами, председатели палат уголовного и гражданского судов, гу- бернские предводители дворянства и пр. К средней прослойке чиновников (6—8-й классы) относились советники, начальники отделений министерских департаментов, городничие и т. д., за- нимающие самостоятельные должности преимущественно испол- нительного характера. Эти первые две группы, имеющие большие денежные оклады, как правило, состояли из потомственных дворян.

Обычными в этот период были различные виды денежного жалования — обычное денежное и дополнительное (их было много): квартирные, столовые, разъездные, фуражные деньги, дополнительные надбавки к жалованию по ведомствам, за служ- бу на окраинах и др. Эти льготы распространялись не только на чиновников первых восьми классов, но и на ряд чиновников 9—14-го классов, которые занимали чаще всего канцелярские

231

или исполнительные низшие должности. Характерно, что наиболее многочисленная чиновничья группа вообще не входила в «Табель о рангах»: копиисты, канцеляристы, губернские регистраторы и прочие, чье назначение заключалось в технического обслуживании табельного чиновничества.

С начала XIX в. для занятия чиновничьей должности требовался определенный образовательный ценз (окончание учили ща). До 1810 г. лишь 13% высших и средних чиновников имели высшее образование, к середине XIX в. их доля увеличился до 41,4%.

В противоположность бюрократии западноевропейских стран верхний слой российской бюрократии даже в середине XIX имел невысокий уровень управленческой специализации. Большинство ведомств в России управлялось генералами, имевши! ми иногда отдаленное представление о вверенных в их управ- ление объектах.

Неотъемлемыми чертами российского государственного аппарата при Николае I были волокита, желание безмерно затянут обсуждение любого вопроса, создать побольше комиссий и утопить в них неугодный проект. Повсеместным явлением была взяточничество. В конце 40-х гг., по данным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: киевский губернатор Писарев как очень богатый, Таврический губернатор Александр Муравьев как бывший декабрист, ровенский губернатор Радищев, сын А.Н. Радищева.

В.О. Ключевский так описывал стиль государственного управ- ления в николаевское время: делопроизводство было громоздким и сложным. Размноженные центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии десятки и сотни тысяч бумаг. Каждая бумага должна была пройти множество операций: например, в нижнем земском суде — 26, в Комитете министров — 36, в губернском правлении — 54. Непрерывный бумажный поток лился из центра в губернии, наводнял местные учреждения и отнимал у них всякую возможность обсуждать дела, все торопились «очищать» их, не исполнить дело, а очистить бумагу вот что стало задачей местной администрации.

232

Эти недостатки прекрасно видел и сам Николай I, который дал такую оценку ситуации: «Россией правит не император, а столоначальники». Чиновники использовали свои методы давления на царя: обычной характеристикой справок и докладов на имя Николая I были содержащиеся в них постоянные намеки (в качестве выводов) о возможности «народного топора» или «дворянского ножа».

Николай I понимал необходимость преобразований, в частности в аграрной сфере. Уже в 1826 г. им был учрежден секретный комитет для разбора бумаг Александра I и пересмотра системы государственного управления. Именно этот секретный комитет выработал проекты преобразований центральных и губернских учреждений, закона о сословиях.

Важнейшей особенностью государственного управления в Рос- сии в первой половине XIX в. стало создание особых секрет- ных органов — временных комитетов для решения различных вопросов.