logo search

Отношения государства и церкви

В XVI в. церковь в России оставалась одним из крупнейших землевладельцев. На церковных землях работало большое ко- личество крестьян. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей. Попытка ограничить рост церковно- го и монастырского землевладения была предпринята в начале XVI в., но она не удалась.

Вновь церковный вопрос был поднят на Стоглавом соборе 1551 г., которой принял решение оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее, но ограничил наследственные вклады (т. е. по завещанию) вотчин в монастыри. Однако поку- пать и получать землю в дар теперь церковники могли только с разрешения царя. С 1580 г. монастырям запретили покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «по- мин души».

В то же время политическая роль церкви возрастала. В пра- вославном мире значительно возрос авторитет Русской церкви. В XVI в. восточные патриархи часто обращались в Москву за финансовой поддержкой. В 1588 г. во время визита в Москву константинопольского патриарха Иеремии для получения суб- сидий правительство Годунова настояло на избрании Собором 26 января 1589 г. на патриарший престол московского митро- полита Иова.

130

С 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская цер- ковь получает полную самостоятельность. Это усиливает ее притязания на политическую власть.