logo search

Боярская дума

137

В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным

и престижным был первый чин — боярин. В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих фамилий Древней Руси, а также старых мо- сковских боярских родов. Окольничими становились князья и потомки московских бояр. Все они были выходцами из 60 наи- более древних и знатных фамилий. Чин думных дворян полу- чали дворяне, выбившиеся «в люди» благодаря личным заслу- гам, долгой и верной службе государю; здесь не было ни одного князя. Исключение представлял Кузьма Минин — нижегород- ский торговец, представитель «третьего сословия», получивший чин думного боярина за спасение Отечества в год иноземного разорения. В целом думными дворянами стали в XVII в. пред- ставители 85 фамилий мелкого российского дворянства.

Думные дьяки за службу назначались из простых приказных дьяков, а иногда и подьячих. В их функции входили доклад дел в Думе и формирование ее решения.

Кроме того, в старинных списках вместе с боярами и думны- ми людьми упоминаются старшие придворные чины: конюший, дворецкий, казначей, оружничий, кравчий, ловчий. Великие князья вводили в Думу своих родственников, князей удельных, а также приглашали на совет и митрополита Московского. Чис- ленный состав Боярской думы менялся. В конце 70-х гг. XVII в. в ней было 97 человек: 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Таким образом, аристократический характер Думы сохранялся, хотя в Думу все больше проникало дворян и дьяков. По указанию царя на заседаниях Думы обсуждались наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопросы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распоряди- тельным и контролирующим органом.

Председателем Думы был царь, в его отсутствие — знатный боярин по поручению царя. В случае когда царя не было, реше- ние Думы признавалось проектом и требовалось его окончатель- ное утверждение государем. Особое внимание в Думе уделялось дипломатическим и военным вопросам. Дума контролировала дипломатическую переписку. Для переговоров с иностранными послами Дума создавала временные «ответные» комиссии, а по- том заслушивала отчеты о ходе этих переговоров. Обязанности секретаря Думы по внешним связям исполнял дьяк, возглавляв- ший Посольский приказ.

138

XVII в. был периодом существенного роста роли Боярской думы, поскольку царская власть в период Смутного времени была ослаблена. Особенно повысилось значение Думы, когда в 1606—1610 гг. на престоле был Василий Шуйский. Он под- чинился требованиям бояр и принял от них крестоцеловальную грамоту, что означало небывалое ограничение власти царя. После его низложения вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Она состояла тогда из семи влиятельных бояр, поэтому ее правление получило в истории название семибояр- щины.

В середине XVII в. роль Боярской думы постепенно снижа- ется, что было одним из признаков усиления в России абсолют- ной монархии. Наряду с Боярской думой при царе существовала так называемая Ближняя, или Тайная, дума — узкий круг особо доверенных лиц, советников верховного правителя. Для управле- ния текущими делами в случае отъезда царя из столицы Бо- ярская дума создавала временные комиссии; более важные де- ла посылались «в поход» царю. При Боярской думе с 1681 по 1694 г. существовала Расправная палата, в которую входили 11 членов и более. Это был особый судебный отдел для рассмот- рения спорных гражданских дел.

Несмотря на снижение роли Думы в государстве во второй половине столетия, она по-прежнему вместе с царем руководи- ла страной в интересах феодалов. Окончательное ее падение от- носится ко времени правления Петра I.

Земские соборы

В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: воз- росло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти роль земских соборов рез- ко возросла.

Это было время, когда соборы играли наиболее важную и прогрессивную роль в общественно-политической жизни Рос- сии. Например, приговор, вынесенный Земским собором 30 июня 1611 г. в «безгосударное время», признается актом общеисто- рической значимости.

139

Особая роль выпала на долю Земского совета (или Совета всей земли), созданного в период Второго ополчения в 1612 г.

В него входили представители боярства и духовенства, священного чина и посадских людей. Этот совет учредил в Ярославле временные приказы (Поместный, Разрядный, Восточный, Мона стырский и др.) и денежный двор. По существу, он превратился в верховный орган власти (законодательной и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики.; В Земский собор, или Совет всея земли, времен Первого и Второго ополчения входили представители боярства и дворянства, священного чина и посадских людей. На избирательный Собор 1613 г. пригласили наряду с ними представителей дворцовых и черносошных крестьян (всего было примерно 800 человек).

Соборные депутаты получали от избирателей «полные и креп- кие достаточные приказы», т. е. наказы, представляли интересы своих сословий, своего «мира» и могли говорить об их нуждах «вольно и бесстрашно», как об этом пишет призывная грамота Д. Пожарского и Д. Трубецкого.

И в годы Смуты, и в начале правления царя Михаила цент- ральная власть, сильно ослабленная, остро нуждалась в под- держке «всей земли». Земские соборы, по существу, преврати- лись в этот период в орган распорядительной власти, в котором большую, даже решающую роль играли представители дво- рянства и посадских людей. Отмечалось, что: «Смута создала условия, которые дали выборному элементу решительное преоб- ладание над должностным и тем сообщили земскому собору ха- рактер настоящего представительного собрания». В то время, по его же наблюдению, людьми овладели «новые понятия», дотоле неведомые: «совет всея земли», «общий земский совет», «всена- родное собрание», «крепкая дума миром», Собор 1613 г. «можно признать первым достоверным опытом действительного народно- го представительства», писал В.О. Ключевский. Как известно, на этом соборе царем был избран 16-летний Михаил Романов (1596 1645). Новая царская династия Романовых утвердилась на русском престоле с 1613 г., ее представители правили страной 300 лет. За царями Романовыми утвердился пышный титул «Божией ми- лостью Великий государь, царь и Великий князь, Всея России самодержец», в котором главенствует идея о божественном про- исхождении власти. В XVII в. сложилась концепция богоизбран- ности Романовых; ее автором был кесарь Троице-Сергиева мо- настыря Авраамий Палицын. В первые годы правления Михаила Федоровича страна переживала разруху, испытывала огромные финансовые трудности.

140

И царь нуждался в поддержке различных слоев населения, осо- бенно торговых людей, владеющих денежными средствами. В этот период земские соборы заседали почти непрерывно. Они превратились в органы распорядительной власти, где решающую роль играли представители дворянства и посадских людей и пер- вое время по-своему выражали волю «всей земли». Однако после возвращения из польского плена в Москву в 1619 г. митрополита Филарета, отца царя Михаила Романова, и об- разования постоянного правительства роль земских собо- ров и соборных депутатов уменьшилась, они стали собираться реже.

Если в период 1613—1622 гг. соборы действовали почти не- прерывно, то с 1622 по 1632 г. они не собирались. В период 1632—1653 гг. земские соборы созывались редко, но вопросы, которые они рассматривали, были очень важными: Соборное уложение 1649 г., восстание в Пскове, русско-польские, русско- крымские отношения, воссоединение Украины с Россией, вопрос об Азове. Земские соборы этого периода характеризуются ак- тивным выступлением сословных групп, предъявляющих тре- бования правительству. После 1653 г. деятельность соборов снижается и только в 1683—1684 гг. отмечается небольшой взлет, оказавшийся кануном их падения. Эта тенденция выра- жала перерастание сословно-представительной монархии в аб- солютную.

Свои функции соборы выполняли с соизволения и по указа- ниям верховной власти, которая была озабочена тем, чтобы после страшного разорения побыстрее «земля устроить». Для этого и собирали в столицу выборных людей, «которые б уме- ли рассказать обиды и насильства, и разоренье», наметить ме- ры для общего устроения дел в государстве, «чтобы во всем поправить, как лучше». Собор был орудием в руках правитель- ства.

Однако в дальнейшем монархия уже перестает нуждаться в соборах. Главной ее опорой становятся армия и бюрократиче- ский аппарат. Укрепляется приказная система управления.