logo search

Государственное управление Россией в период Смутного времени

По предположению ряда историков, Иван Грозный создал при своем слабоумном наследнике Федоре нечто вроде регентского совета. Состав его участников неясен. Возможно, в него входи- ли племянник Малюты Скуратова Б.Я. Вельский, шурин Федора Ивановича Борис Годунов, руководитель обороны Пскова от Стефана Батория И.В. Шуйский, дядя царя по матери Н.Р. Юрь- ев, отпрыск литовских князей М.Ф. Мстиславский. Между чле- нами этого совета после воцарения Федора Ивановича разгоре- лась борьба за влияние на власть.

В первое время наибольшим влиянием пользовался дядя ца- ря Никита Романович Юрьев, но скорая смерть его расчистила дорогу к власти другому опекуну. Бывший опричник, умный и дипломатичный Борис Годунов быстро избавляется от конку- рентов и становится фактически правителем государства. Боль- шую роль в его возвышении сыграли не только личные способ- ности Годунова, но и его семейные связи — сестра его Ирина была женой царя Федора, что делало Годунова весьма близким человеком к царской семье. Эта близость помогла ему преодо- леть сопротивление старого боярства во главе с кланом Шуй- ских. С 90-х гг. XVII в. Годунова уже официально именовали правителем.

После смерти Федора в 1598 г. династия московских прави- телей оборвалась. Начали присягать вдове покойного Ирине, но она постриглась в монахини. Земский собор избрал на царство Годунова (1598—1605). Однако в годы его правления социаль- но-экономический кризис при неустойчивости новой династии привел к возникновению самозванства. В 1603 г. в Речи По- сполитой появился человек, объявивший себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Историки предполагают, что этим челове- ком был бывший холоп Ф.Н. Романова, бывший монах Григорий

148

должен был руководить выборными органами — губными и земскими избами. Эти органы все в большей степени под- чинялись воеводам, прежде всего по военным и полицейским вопросам. Поскольку регламентация прав и обязанностей вое- вод была неопределенной, создавались возможности произ- вола, которыми воеводы широко пользовались: взятки были хорошим дополнительным источником доходов сверх царско- го жалованья.

Отрепьев. Слухи о том, что царевич Дмитрий жив и что вме- сто него в Угличе убили другого ребенка, в Москве ходили давно. Лжедмитрий I тайно принял католичество, обручился с Мариной Мнишек, дочерью польского воеводы, раздавая щед- рые обещания в случае своего восшествия на престол России. Самозванцу удалось набрать небольшой отряд из польских шляхтичей, русских дворян-эмигрантов и казаков и двинуться в Россию, где под воздействием всеобщего недовольства уже тлели очаги бунта. Время было выбрано удачно, для того что- бы вспыхнул костер Смуты, недоставало только искры.

Этой искрой и стал первый самозванец. Многие в России увидели в «хорошем царе» Дмитрии своего освободителя. В его малочисленный отряд вливались крестьяне, посадские, казаки, дворяне южных уездов, движение быстро ширилось и практиче- ски не встречало сопротивления. В 1605 г. неожиданно умер царь Борис Годунов. На сторону Лжедмитрия стали переходить и воеводы. Самозванец въехал в Москву и был помазан на цар- ствие.

Ни одного обещания из данных в Речи Посполитой перед началом похода Лжедмитрий не выполнил, отчего назревал кон- фликт с поляками. Внутри страны было также неспокойно: царь, от которого крестьяне ждали отмены «урочных лет» и кресть- янских тягот, разрешение крестьянского перехода, подтвердил в целом крепостническое законодательство, разрешив только остаться на новых местах тем крестьянам, которые бежали от хозяев в голодные годы. Это оттолкнуло от него крестьянство.

Женитьба на католичке Марине Мнишек, разбойное пове- дение поляков, прибывших с Дмитрием, вызывали негодование населения. Царь, добродетелью которого должна была быть при- верженность к истинному православию, явно покровительство- вал католикам.

Сомнения в законности притязаний на русский престол неиз- вестно как спасшегося царевича подтолкнули боярство к заго- вору. Во главе заговора встали Шуйские. Именно Шуйским, ис- пользовавшим сплетни об убийстве царевича Дмитрия в Угличе для борьбы против Годунова, было хорошо известно, кто был действительно убит в Угличе. Вспыхнувшее в Москве народное восстание против поляков закончилось убийством Лжедмитрия.

149

После смерти Лжедмитрия царем был избран Василий Шуй- ский (1605—1610). Избравший его земский собор не был пол- ным. На нем присутствовали в основном только боярство и слу- жилые люди, оказавшиеся в то время в Москве. Однако сам

факт избрания царя вносил изменения в характер царской вла- сти в России. Посаженный на престол земским собором царь и какой-то степени был подконтролен боярству и служилым лю- дям и должен был выполнить их требования. Шуйскому при вступлении на престол пришлось дать крестоцеловальную за- пись — первое письменное ограничение царской власти. Оно со- стояло из следующих обязательств: не налагать опалы и не казнить без суда; не отнимать имущества у родственников осужденных; не слушать ложных доносов, а тщательно расследовать дела. Новый подъем народного движения начался на юге, где концентрировались антиправительственные силы. Сложный конгломерат из разных сословий (казаки, холопы, крестьяне, посадские, мелкие, средние и даже крупные феодалы) возглавил бывший боевой холоп, т. е. холоп, несший военную службу князя Телятевского И.И. Болотников. Он называл себя «большим воеводой царя Дмитрия Ивановича», так что движение вновь пошло под флагом восстановления на престоле законной династии. Более мелкие очаги народных ополчений имели собственных самозванцев, например «царевича Петра», никогда не существовавшего сына Федора Ивановича.

Однако после поражения Болотникова самозванство себя не исчерпало. Появившийся на юге Лжедмитрий II, «чудом спас- шийся» теперь уже из Москвы царь, был явно ставленником Речи Посполитой. Основную часть его военных сил составляли поляки. Войско Лжедмитрия II двинулось к Москве, собирая по дороге остатки войск Лжедмитрия I и Болотникова, и остано- вилось лагерем около подмосковного села Тушино.

Под властью «тушинского вора» (так стали называть в Мо- скве Лжедмитрия И) оказалась значительная часть страны. В ту- шинском лагере начали действовать своя Боярская дума и при- казы. Многие русские бояре, недовольные Шуйским, примкнули к тушинцам. Там же находился ростовский митрополит Фила- рет, которого тушинцы нарекли своим патриархом. Сам он, впрочем, занимал осторожную позицию.

150

17 июня 1610 г. бояре и дворяне ворвались к Василию Шуй- скому и потребовали его отречения от престола. По догово- ренности с тушинцами после свержения Василия Шуйского с престола последние должны были в свою очередь низложить «тушинского вора» и совместно с москвичами выбрать нового общего царя, тем самым прекратив противостояние. Это была попытка примирить два враждующих лагеря, состоящих из рус- ских, перед лицом уже начавшейся польской интервенции.

Понимая это, Василий Шуйский отрекся от престола «по чело- битию всех людей». Участники заговора до выборов царя соста- вили правительство из семи бояр — «семибоярщину».

Выход из Смуты наметился лишь к 1611 г. Спасение страны началось снизу, от народных масс, созданием всенародного ополчения.

Год созыва ополчения

Место созыва ополчения

Руководители ополчения

Действия ополченцев

1611

(февраль- март), первое

ополчение

Рязань

Рязанский воевода П. Ляпунов

Ополчение осадило Москву, но взять город не удалось. Был создан высший орган власти — Совет всея земли и принят «Приговор всея земли», в котором оговари- валось будущее устройство государства. В результате разногласий между участ- никами ополчения Ляпунов был убит. Ополчение распа- лось

1611 (осень), второе ополчение

Нижний Новгород

Посадский че- ловек Кузьма Минин и околь- ничий князь Дмитрий По- жарский

Собравшись в Нижнем Нов- городе, ополчение двину- лось к Москве не прямым путем, а по городам, соби- рая силы со всей земли. Подойдя к Москве, второе ополчение соединилось с первым, Москва была осво- бождена от поляков. Сигиз- мунд потерпел поражение под Волоколамском и от- ступил

Земский собор 1613 г.

С освобождением Москвы остро встал вопрос об избрании нового царя. В январе 1613 г. в Москве собрался многолюдный Земский собор для выборов царя. Представлены были прак- тически все слои русского общества: выборные от дворянства, посадских людей, казачества, духовенства, черносошного и двор- цового крестьянства.

151

Претендентами на русский престол были:

Королевич Владислав — сын короля Речи Посполитой Си- гизмунда III. Переговоры о его призвании велись еще тушин- цами, но русские требовали перехода Владислава в православие.: Переговоры с Сигизмундом продолжила «семибоярщина», но вопрос о православии решен не был. Русские также требовали от претендента признания крестоцеловальной записи Шуйского, сохранения старых порядков.

«Воренок» — сын убитого Лжедмитрия II и Марины Мни- шек. Спасшаяся из тушинского лагеря Марина Мнишек с сыном бежала в Астрахань.

Принц Карл-Филипп — сын шведского короля Карла IX. За- хватив Новгород, шведы настаивали на призвании на русский престол Карла-Филиппа. Новгородские бояре вынуждены были заключить соглашение, по которому обязывались признать Кар- ла-Филиппа, даже если его не признает остальная русская зем- ля. Новгород стоял под угрозой отпадения от России..

Михаил Романов — 16-летний сын митрополита Филарета из рода, близкого к прежней правящей династии. Сохранилось сообщение одного из бояр о Романове: «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». Но за спи- ной юного Романова стояла фигура его властного отца, да и мо- лодость должна была быстро пройти.

Земский собор постановил иностранцев на русский престол не приглашать и остановил выбор на Михаиле Романове. Его кандидатура представляла своего рода компромисс.

Для боярства

Романовы были своими: это один из самых знат- ных родов. В роду встречались как жертвы оприч- нины, так и сами опричники, что гарантировало безопасность как бывшим сподвижникам, так и бывшим противникам Годунова

Для казачества

Тушинцы видели в Романове сына своего патриар- ха Филарета, долгое время находившегося в ту- шинском лагере, и потому не опасались репрессий со стороны нового царя

Для дворянства

Филарет возглавлял в свое время русскую делега- цию, приглашавшую на престол Владислава, пото- му сторонники польского королевича из русских могли не волноваться за себя

Для крестьянства и посадских людей

Новый царь из русских был символом националь- ной независимости и православной веры, и участ- ники ополчений охотнее поддержали Романова, а не ставленников тех, против кого они воевали

152

Михаил Романов дал обязательство, подтвержденное кресто- целовальной записью, не править без земского собора и Бояр- ской думы.

Значение Соборного уложения 1649 г.