logo search
book_hr

Упанишады

Упанишады26 — наиболее поздняя по времени часть Вед, относящихся примерно к 800 г. до н. э., стали значительным новым шагом в развитии индо-арийского мышления. К этому времени арии давно уже обосновались в долине Инда, у них сложилась устойчивая процветающая культура. Упанишады — собственно философская часть Вед. В них содержится краткое изложение философских размышлений различных и в большинстве своем неизвестных авторов, выступающих под именем (или от имени) легендарных мудрецов. Отсюда берет свое начало веданта27 — наиболее распространенное и глубоко укоренившееся идейное течение, существующее в Индии с древнейших времен до наших дней. Веданта представляет собой совокупность разнообразных течений и школ религиозно-философской мысли, основывающихся на идеях, изложенных в Ведах, прежде всего — в Упанишадах. Исторические формы веданты связаны с именами таких мыслителей, как Шанкара и Рамакришна, Свами Вивекананда и Ауробиндо Гхош, Сарвепалли Радхакришнан и Раммохан Рай. Для всех них веданта была наиболее адекватным выражением синтеза «истинной религии» и «истинной философии». Отныне искусность в логическом анализе Вед — но не с целью критики, а напротив, с целью их дополнительного подтверждения и обоснования — стала одним из важнейших признаков образованного индийца.

Помещенный здесь один из гимнов Упанишад мы сопроводили стихотворением Рабиндраната Тагора, на примере которого, как нам кажется, хорошо прослеживается не только содержательная, но и стилистическая преемственность индийской культуры.