logo search

Для государственного управления

Уложение 1649 г. — памятник права феодального государст- ва. В нем определялись все стороны общественной жизни:

Уложение впервые в истории русского права уделяло огром- ное внимание вопросу о государственной власти. В главе II про- сматривалась особая охрана главы государства, здоровья и чести царя — «о государевой чести и как его государское здоровье оберегать», «о государеве дворе, чтобы на государеве дворе ни .от кого никакого бесчинства и брани не было», о государ- ственной измене, о злом умысле на честь и здоровье госуда- ря и т. д.

За хулу на Бога и Божью Матерь полагалась смертная казнь, налагались суровые наказания за бесчинства и беспорядки в храмах во время богослужения, за ложную присягу духовных лиц, за оскорбление духовенства, за совращение православных в мусульманство. Особо охранялось церковное имущество. Од- нако именно в этот период церковь начинает испытывать госу- дарственное давление на ее традиционные права.

По челобитью выборных в Уложении было ограничено цер- ковное землевладение — основа богатства церкви. Законом было запрещено всем духовным лицам приобретать вотчины, а мирским людям — отдавать вотчины в монастыри. В государ- стве учреждался Монастырский приказ, ведавший судными де- лами духовенства. Во главе приказа был поставлен светский чиновник — князь Н.И. Одоевский, которого раздраженный ущемлением собственной власти патриарх Никон назвал «новым Люцифером».

153

Другим ущемлением церковных привилегий явилось вы- полнение правительством требования восставших в 1648 г.,

цнкпидация «белых слобод» в городских посадах. «Белые слобо- пм* духовенства не облагались государственными налогами и тяглами, и жизнь ремесленников в них была значительно легче. Они составляли значительную конкуренцию посаду, что вызывало сильное недовольство.

Урегулирован был порядок владения поместьями и несения поместной службы дворянами. Этот вопрос был наиболее ак- туален для дворянства, владевшего поместьями по жалованным грамотам, выданным в период Смуты различными царями и са- мозванцами. Все грамоты, выданные в период Смуты, признава- лись действительными, определялся порядок несения службы, наказания за неявку, за преступления, совершенные во время службы.

В главе «Суд о крестьянах» Уложение окончательно офор- мило крепостное право в России, установив бессрочный сыск беглых крестьян. Закрепощение коснулось и посадского на- селения — глава XIX Уложения «О посадских людях» тре- бовала возвращения в посад «по старине» тех, кто там жил ранее.

Торговая деятельность стала привилегией только посадского населения. В целом реформа посада способствовала развитию товарно-денежных отношений и увеличению посадского населе- ния на одну треть.

После Соборного уложения появляются новые законодатель- ные акты: «Новоуказные статьи о разбойных и убийственных де- лах» (1669), «О поместьях» (1676), «О поместьях и вотчинах» (1677), «Писцовый наказ» (1684), а также «Уставная таможен- ная грамота» (1653), «Новоторговый устав» (1667) с их статьями в области гражданского права. Высшими судебными инстанциями были царь и Боярская дума. Основная масса судебных дел решалась в приказах, а так же воеводами, церковниками, помещиками и вотчинниками. Характерно, что органы государственной власти и управления ведали и судом.

154

Согласно закону преступление против личности государя, «государевой чести», словом или делом было преступлением против государства. И то и другое принадлежало к категории «государева слова и дела» — наиболее тяжкого вида преступ- ления, которое каралось самым беспощадным образом. Если кто- либо по забывчивости или небрежности появлялся на царском дворе с пищалью или луком, его наказывали батогами и на не- делю сажали в тюрьму. Если же это оружие обнажалось в при- сутствии царя-батюшки, виновному отсекали руку. Наконец, за

убийство или ранение человека в присутствии высочайшей особы ослушника лишали жизни. За «поносные слова» в адрес государя, «бунтовские замыслы» и прочее следовали столь же устрашающие жестокие кары.

Русское законодательство XVII в., как и в предыдущие столе- тия, выражало волю феодалов и их правительства, защища- ло феодальную собственность, крепостное право, сословные привилегии бояр, дворян, церкви.

Церковное управление и раскол в Русской православной церкви

Еще в 40-х гг. XVII в. в Москве вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок ревнителей древнего благочестия. Входили в него будущий патриарх Никон, прото- поп Аввакум, настоятель Казанского собора в Москве Иоанн и другие.

Участники кружка сосредоточили свою деятельность вокруг следующих проблем:

Программу реформ активно поддержал царь Алексей Михай- лович. Споры начались, когда встал вопрос о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. В кружке про- изошел раскол на две группы, во главе которых встали Никон и протопоп Аввакум.

Сторонники Аввакума считали, что образцами должны стать древнерусские книги, не подвергавшиеся исправлениям подоб- но греческим после падения Византийской империи.

Однако совершенно одинаковых текстов в древнерусских кни- гах не обнаруживалось. Единственным образцом для древнерус- ских книг были византийские. Приверженцы Никона полагали, что за образцы стоит принять греческие оригиналы священных текстов.

155

Точка зрения Никона восторжествовала. Церковная рефор ма начатая с момента избрания Никона на патриаршеством в 1652 г. по его проекту, была одобрена церковным соборомШ с участием восточных патриархов. Участники кружка были со сланы, после патриарха с ними порвал и царь. Однако реформ мы натолкнулись на сильное сопротивление приверженцев ста- рины, движение которых и возглавил опальный протопоп Авва- кум. В церкви произошел раскол на признавших реформы и старообрядцев. Старообрядчество сложное явление в религиозной жизни общества. Его невозможно связать ни с одним социальным слоем, за ним не стояли политические и социальные проблемы которые бы прикрывались религиозной идеологией. Среди старообрядцев встречаются представители практически всех слоев общества: бояре, дворяне, стрельцы, крестьяне и посадские. Причиной столь острого раскола русской церкви являлась глубокая религиозность русского общества, а также быстрота религиозных реформ Никона.

Сделавший головокружительную карьеру от простого священ- ника до патриарха сын мордовского крестьянина Никон стал личным другом царя Алексея Михайловича. Его честолюбие простиралось настолько далеко, что он стал называть себя «ве- ликим государем», так же как царь, и демонстративно подчерки- вать превосходство церковной власти над светской. В отсутствие царя Никон становится правителем государства: в приговорах Боярской думы появилась новая формулировка «Светлейший патриарх указал и бояре приговорили».

Однако царь не мог не замечать честолюбивых замыслов пат- риарха, все больше ущемлявших светскую власть. Отношения между друзьями сильно охладели. Инициатива разрыва, однако, исходила от Никона. Под предлогом того, что царь прекратил посещения церковной службы патриарха, Никон публично от- рекся от патриаршества и удалился в монастырь, ожидая просьб царя о возвращении. Когда их не последовало, Никон пожелал остаться патриархом. Восемь лет длилась тяжба между ним и царем, и только в 1666 г. собор с участием восточных патри- архов низложил Никона. Бывший патриарх был отправлен в мо- настырь простым монахом. Церковный собор 1666—1667 гг. объявил проклятие всем старообрядцам и предал их суду гражданских властей. Государство поддержало официальную церковь, а по Соборному уложению 1649 г. за «хулу на Господа Бога» полагалась смертная казнь. Начались казни еретиков.

156