logo search
book_hr

Томас Мор

Томас Мор (1478 — 1535) — энциклопедически образованный, просвещеннейший человек своего времени, друживший с выдающимися учеными-гуманистами. В его лондонском доме Эразм Роттердамский написал свою бессмертную «Похвалу Глупости». Мор избирался членом парламента и его спикером, выполнял важные дипломатические поручения короны, пользовался исключительным авторитетом как юрист.

Мор был замечательным писателем. Его произведения оказывали глубокое влияние не только на современников. Достаточно сказано, что моровская «История Ричарда III» явилась одним из источников известной драмы Шекспира.

Когда в 1529 г. Мор стал лорд-канцлером, он надеялся использовать этот высокий пост для того, чтобы благотворно влиять на политику короля. За свои убеждения противник тирании и деспотизма лорд-канцлер Англии Томас Мор был казнен 6 июля 1535 г. по приказу коварнейшего из самодержцев — Генриха VIII.

Главным творением Т. Мора, обессмертившим своего создателя, стала «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия…».

Написанная на латыни книга увидела свет в 1516 г. в бельгийском городе Лувене и за какие-нибудь два — три года выдержала несколько изданий.

Сюжет «Утопии» бесхитростен. Бывалый моряк и вместе с тем философ Рафаэль Гитлодей рассказывает автору и его другу Петру Эгидию о своих многолетних странствиях и порядках в государстве, увиденном на острове Утопия.

Во второй части книги речь идет о совершенно новом, небывалом, идеальном обществе, где нет частной (и даже личной) собственности, все принадлежит всем, где все трудятся, а паразитов нет, нет власти денег и денег вообще.

<…>Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо. <…> Поэтому, я полностью убежден, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность [17. С. 162 — 164].

Равенство у Мора — всеохватывающая идея, парадигма бытия. В его идиллическом обществе не только равные доходы, одинаковая одежда, но общность духовной жизни, единство мыслей и переживаний. Ровное, спокойное, сдержанно радостное настроение разлито по островам и городам классических утопий, как небо и солнце — единое на всех. Это была утопия одного психологического типа — стоико-эпикурейского. В ней не было места ни романтику, ни авантюристу, ни герою, ни предпринимателю, ни эстету.

Социальный идеал Мора в строгом смысле слова не является социалистическим, на первое место выдвигается не совпадение личных и общественных интересов, а подчинение индивидуального общему. Действительно, утопийцы получают все необходимое от общины, однако то, что есть «необходимое» и «лишнее», определяет не сам индивид, а община.

Отмечая гуманистический в целом дух «Утопии», нельзя не заметить не только черты уравнительности этого «земного рая», но и сохранение рабства, своеобразие социальной иерархии и власти верховного правителя.

На Утопии пятьдесят четыре города; все они большие и великолепные… из каждого города по три старых и умудренных опытом гражданина ежегодно сходятся в Амаурот обсуждать общие дела острова <…>.

В деревне повсюду есть удобно расположенные дома <…> Там живут граждане, приезжающие туда поочередно. В каждом деревенском хозяйстве не менее сорока мужчин и женщин. И, кроме этого, еще два прикрепленных раба… Надо всеми стоит хозяин и хозяйка, почтенные в летах… [17. С. 173 — 175].

<…>Каждые тридцать хозяйств ежегодно выбирают себе должностное лицо, которое на своем прежнем языке называют они сифогрантом, а на теперешнем — филархом. Над десятью сифогрантами с их хозяйствами стоит человек, некогда называвшийся транибор, а теперь — протофиларх.

Именно сифогранты, которых двести, поклявшись, что они изберут того, кого сочтут наиболее пригодным, тайным голосованием определяют правителя — разумеется, одного из тех четырех, которых им назвал народ. Ибо от каждой из четырех частей города выбирается один, которого и советуют сенату. Должность правителя постоянна в течение всей его жизни, если не помешает этому подозрение в стремлении к тирании. Траниборов выбирают ежегодно. Однако беспричинно их не меняют. Все прочие должностные лица избираются на год. Траниборы каждые три дня, а если того требует дело, то иногда и чаще, приходят на совет к правителю. Совещаются о государственных делах. Частные споры, если они есть, — их там очень мало — они разрешают быстро. В сенат всегда допускаются два сифогранта, и всякий день разные. Предусмотрено, ни о чем, относящемся к государству, не выносить суждений, если со времени обсуждения в сенате не прошло трех дней. Принимать решения помимо сената или народного собрания о чем-либо, касающемся общественных дел, считается уголовным преступлением. Говорят, что это было учреждено, чтобы трудно было, воспользовавшись заговором правителя с траниборами, изменить государственный строй и подавить народ тиранией. Оттого все, что считается важным, докладывают собранию сифогрантов, которые, обсудив дело со своими хозяйствами, совещаются после друг с другом и свое решение объявляют сенату. Иногда дело выносится на обсуждение всего острова. У сената есть также обычай, по которому ничто из предлагающегося в первый день не обсуждается тут же, а переносится на следующее заседание сената, дабы никто не сболтнул необдуманно того, что первым придет ему на язык: в противном случае позднее он будет думать более о том, как защитить свое решение, чем о пользе для государства [17. С. 180 — 182].

Политические функции должностных лиц обрисованы Мором лишь в общих чертах. Впрочем, представление о характере социально-политического строя Утопии можно составить, располагая и этой информацией. Отсутствие частной собственности и привилегированных сословий, а также демократизм политического строя показывают, что перед нами свободный народ, не угнетенный тиранией. Демократизм политических порядков Утопии при смешанной форме правления, выборность должностных лиц и контроль над ними со стороны всех граждан составляли разительный контраст с политической системой современных Мору феодально-абсолютистских государств Европы с их бюрократическим аппаратом и назначением должностных лиц сверху. Однако Мор, заканчивая свою «Утопию», высказывает сомнение о возможности осуществления собственных предначертаний.

«Впрочем, я охотно признаю, что в государстве утопийцев есть очень много такого, чего нашим странам я скорее бы мог пожелать, нежели надеюсь, что это произойдет» [17. С. 279 — 280]. Идею равенства Мора, как эстафетную палочку, принял и развил Т. Кампанелла.