logo search

Реформа местного управления

Губернское управление. В начале своего царствования Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управ- ления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении наряду с воеводами выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

В конце 1708 г. Петр I издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, названных губерниями. Это были Московская, Ингерманландская (или Санкт-Петер- бургская), Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская и Сибирская губернии. Они разделялись на провинции во главе которых стояли воеводы, а провинции — на дистрикты.

Эта реформа совершенно изменила систему местного управ- ления. Основная цель реформы — обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерни- ям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров.

Губернии возглавляли губернаторы, назначаемые царем. Они ведали гражданским управлением, командовали войсками, расквартированными на территории губернии, и объединяли в своих руках судебную власть. Их помощниками были вице-гу- бернаторы. Делопроизводством занималась губернская канцеля- рия. При губернаторах существовали ландратские советы из 8— 12 человек, которые избирались дворянским собранием данной губернии. При голосовании в ландратском совете губернатор имел два голоса.

175

Кроме традиционно возлагавшихся на местных админист- раторов забот о военных делах и финансах Петр I поручил губернаторам совершенно новую деятельность — полицейскую. Губернатор был начальником всех военных, пребывавших в гу- бернии, собирал налоги, составлял общую ведомость всех до- ходов и расходов по губернии, наблюдал за хозяйственной городской деятельностью своей губернии.

176

Прежний областной правитель воевода, имевший огромную власть, но недостаточно подчиненный контролю центрального правительства, превращался в губернатора хозяина и опекуна вверенной ему губернии, строго подчиненного и ответственно-' го перед правительством. Губернией он управлял или непосред- ственно, или же посредством присутственных мест с определив- шимся порядком делопроизводства, строго обозначенным кругом служебных прав и обязанностей должностных лиц, из которых- слагалось каждое присутственное место. Главным таким местом; являлось губернское правление, управляющее делами общего благоустройства и безопасности в губернии. Кроме губернатора в состав губернского правления входили обер-комендант, отвечающий за военные дела; ландрихтер, т. е. губернский судья (с 1719 г. вместо этой должности был учрежден надворный суд); обер-комиссар, распоряжавшийся финансами; оберпровиантмейстер, ведавший хлебными запасами для армии, и управитель дворцовых имений. У воевод в провинциях тоже были свои помощники: камерир (ведал сбором всех податей и налогов, заготовкой продовольствия для армии); рентмейстер, или казначей (занимался приемом, хранением и отпуском государственных средств); обер-комендант (правитель провинциального города, начальник местного гарнизона, правитель конторы рекрутских дел) и вальдмейстер (заготавливал корабельный лес и занимался охраной лесов). Во главе дистриктов, или уездов, стояли выборные из числа дворян — земские комиссары, помощниками которых были нижние комиссары, мостовые надзиратели и другие. Согласно реформе Петра I губернии были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. Областная реформа, отвечая потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократическойтенденции, характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента Петр I амеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках губернаторов представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.

Прежняя система «приказ—уезд» была удвоена: «приказ — губерния — провинция — уезд». Во главе провинции обычно стоял воевода, финансовое и полицейское управление в уезде возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уезд- ными дворянами, частично назначаемых сверху.

Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно территориальных), их количество было сокращено.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап рефор- мы местного управления. Однако деление на губернии оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике эффективное управление, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные го- рода, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.