logo search
book_hr

Лукреций

Тит Лукреций Кар (99 — 55 до н. э.) — древнеримский философ, поэт и великий просветитель. О жизни и деятельности Лукреция известно мало. Предание гласит, что Лукреций, вследствие того что пил «любовный напиток», «становился сумасшедшим, а в моменты прояснения сознания написал поэму «О природе вещей», что он был эпикурейцем и безбожником и на 44 году покончил жизнь самоубийством. В поэме «О природе вещей» он в художественной форме изложил свое в целом материалистическое мировоззрение. Но в общественно-политических взглядах был идеалистом. Не божественное предначертание, не каприз правителя определяют поступательное развитие общества, а умственное развитие людей, рост их материальных и познавательных потребностей. Он резко критиковал праздность, аморальность образа жизни рабовладельцев, их стяжательство, но не был идеологом угнетенных; высказывал крайне отрицательные суждения о войнах, отрывающих людей от труда, разрушающих результаты трудовой деятельности человека. Счастье, считал он, состоит в ограничении желаний, в познавательной деятельности, которая освобождает человека от страха перед смертью и богами. Скудость знаний является основным источником религии, подчеркивал он, критикуя ее реакционное влияние на общество.

В поэме «О природе вещей» Лукреций впервые высказал идею общественного договора как причины возникновения государства, идею, которая активно пропагандировалась в XVIII в. Жан-Жаком Руссо и др.

Думать же, что для людей изготовить изволили боги

Дивную мира природу, что будто по этой причине

Нам подобает богов достославное славить творенье

И полагать, что оно и бессмертным и вечным пребудет, —

Все это вымыслы, Меммий.

И все измышленья такие только безумье одно.

[7. С. 293]

Начали строить цари города, воздвигать укрепленья,

В них и оплот для себя находя и убежище сами;

И поделили поля и скотину они, одаряя

Всех по наружности их и по их дарованьям и силам.

Позже богатство пришло и золото было открыто,

Что без труда и красивых и сильных лишило почета,

Ибо за тем, кто богаче, обычно следуют свитой

Те, кто и силой своей и красой богачей превосходит.

[7. С. 347]

Смуты настали затем и полнейший во всем беспорядок;

Каждый ко власти тогда и к господству над всеми стремился.

Некие люди затем избранью властей научили

И учредили права, дабы люди держались законов.

Род же людской до того истомился насилием вечным

И до того изнемог, что сам добровольно

Игу законов себя подчинил и стеснительным нормам.

Каждый ведь сам за себя порывался во гневе жесточе

И потому опротивела жизнь при насилии вечном.

[7. С. 349]