logo search

Влияние изменений государственного управления на общественные отношения в XVII в.

По форме государственного устройства Россия в XVII в. ос- тавалась феодальной монархией, в которой власть верховного правителя существенно усиливалась по сравнению с предшест- вующим периодом. Однако власть царя еще опиралась во мно- гом на сословно-представительные органы, а также нуждалась в поддержке аристократии в лице Боярской думы.

Государственный механизм в России в XVI и первой половине XVII в. носил сословно-представительный характер.

157

Расцвет такой формы правления относится к первой полови- не XVII в. Вместе с понятием о вотчинности и неограниченно- сти царской власти заколебалась после Смуты и идея ее боже- ственности и неприкосновенности, чему немало способствовали злодеяния Ивана Грозного и царей периода Смуты. Уже Году- нову дают различные прозвища — «лукавый хитролис», «рабо- царь», Шуйского за глаза называют «клятвопреступник», «пья- ница», «блудник». Больше того, правителей силой изгоняют с трона, удаляют из дворца, отсылают к иноземцам на поругание

(В. Шуйского), убивают (Федора Годунова и обоих Лжедмит- риев). При этом Смута не только разрушила авторитет власти, но и уничтожила те орудия, средства и силы, которые организовали и которыми располагали последние Рюриковичи на московском престоле.

В это время усиливается роль земских соборов и Боярской думы. Однако после принятия в 1649 г. Соборного уложения, удовлетворившего основные требования господствующих сосло- вий и окончательно установившего крепостное право, в России все явственней проявляется тенденция развития государствен- ной системы от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Это прослеживается во всех звеньях государственного аппарата, как центрального, так и местного, в его всемерной бюрократизации и росте численности, падении роли Боярской думы и земских соборов, в отношениях государства и церкви, в зарождающейся регулярной армии.

Центральными задачами внутренней политики самодержавия являлись распределение земли между членами господствующих сословий, усиление закрепощения крестьян и подавление их протеста.

Основная тяжесть податей и повинностей лежала на низах общества. Главной статьей дохода для казны были прямые на- логи с тяглого населения. Это деньги (в свое время дань с жи- телей) ямские, пищальные и полоняничные, данные на ямскую гоньбу, приобретение оружия, выкуп пленных. При Михаиле Ро- манове, когда казна была пустой, брали, кроме того, запросные деньги (запрос — призыв к добровольному займу) с крупных мо- настырей, купцов, со служилых людей; пятинные деньги («пятая деньга» — 1/5, 20% от движимого имущества, доходов) с по- садских людей и черносошных крестьян. И позднее, помимо пя- той деньги, брали десятую, двадцатую деньгу — 10,5% движи- мого имущества и доходов.

При царе Михаиле повысили оклад ямских денег. Ввели сбор хлебных запасов для служилых людей, прежде всего стрельцов; постепенно его стали переводить на деньги (стрелецкие деньги).

158

Исчисляли налоги по «сошному письму»: определенный оклад брался с фискальной единицы — «сохи». В нее входило то или иное количество земли: у служилых людей — 800 четвертей (четверть — 0,5 десятины) «доброй» (хорошей) земли в одном поле; 1000 четвертей «середней» и 1200 четвертей «худой»; у церковников и монастырей — соответственно 600, 700 и 800;

у дворцовых и черносошных крестьян — 500, 600 и 700. В трех полях количество земли соответственно утраивалось.

С посадов налоги исчисляли по количеству дворов и земли, если наряду с торговлей и ремеслами жители занимались зем- леделием.

Для упорядочения сбора налогов власти время от времени проводили описи земель, угодий, строений, занятий населения, самих жителей. Организовывали «дозоры» — проверку тяжести, посильности обложения, вносили поправки в сошные оклады, подчас снижали их ввиду уменьшения населения, запустения пашен и др. Налог собирался по принципу коллективной ответ- ственности и мирской раскладки. К числу косвенных налогов относились таможенные пошлины, питейные доходы. Их сбор отдавали на откуп или «на веру». В первом случае откупщики вносили в казну определенную сумму, которую потом, естественно, с придачей собирали с города или уезда. Во втором пошлины и доходы в порядке государственной службы собирали выборные представители тяглого населения.

Доходы казне давали также перечеканка монеты, казенная промышленность и торговля.

Большим недостатком финансовой системы было отсутствие единого финансового управления. Воеводы на местах и при- казы составляли и бюджеты — сметные списки и приходные окладные книги. Государственная роспись доходов и расходов на 1679/80 г. предусматривала первые в размере 1,22 млн рублей, вторые — 1,125 млн. Более 62% расходов шло на армию.

По отношению к крестьянам в течение всего XVII в. власть помещиков непрерывно возрастала. Окончательно процесс оформления крепостного права в России завершил- ся в XVIII в.

Суммируя этот процесс, можно назвать следующие эта- пы становления и укрепления крепостного права:

1 ограничение права перехода крестьянина от одного вла- дельца земли к другому двумя неделями (введение «Юрьева дня», 1497 г.);

2 введение заповедных лет, в течение которых был запрещен переход вообще, 1581 г.;

3 указ о пятилетнем сроке поиска беглых крестьян — вве- дение «урочных лет», 1597 г.;

159

4 введение 15-летнего срока поиска беглых крестьян, 1607 г.;

5 лишение крепостных крестьян всех имущественных и юри- дических прав, запрет перехода крестьян к новым владельцами введение бессрочного сыска беглых и увезенных крестьян. 1649 гщ Соборное уложение;

6 введение подушной подати, 1718—1724 гг.;

7 разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян в Сибирь, 1760 г.;

8 разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян на каторгу, 1765 г.;

9 запрещение крепостным крестьянам жаловаться на вла- дельцев (помещиков), 1767 г.