logo search

Типы и формы государства

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономиче- ской формации.

Мы рассмотрим понятие «тип государства» с позиции форма- Iтонного подхода, под понятием же «форма государства» будет рассматриваться, по сути дела, форма правления.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства:

27

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, напри- мер, сословно-представительная монархия — принадлежность только феодального государства в определенный период его раз- вития, а парламентская монархия и демократическая республи- ка свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т. е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя, например, представить себе рабовладельческое государ- ство в форме демократической республики с представительны- ми общенациональными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется исто- рическим типом государства. Но, кроме того, она зависит и от других факторов:

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как со- держание и форма, где определяющую роль играет, естествен- но, содержание.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государст- венного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в го- сударстве, то категория «форма государства» отвечает на во- прос: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено на- селение на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с го- сударством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

На форму государства влияют как социально-экономиче- ские факторы, так и природные, климатические условия, нацио- нально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.

Элементами формы государства выступают:

1 форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаи- моотношения друг с другом и населением; в зависимости от осо- бенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

28

2 форма государственного устройства (отражает территори- альную структуру государства, соотношение между государст- вом в целом и его составными территориальными единицами; по

форме государственного устройства государства делятся на уни- тарные, федеративные и конфедеративные);

3 политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления го- сударственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают де- мократический и антидемократический политические (государ- ственные) режимы).

Формы государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы го- сударства, характеризующий организацию верховной государ- ственной власти, порядок образования ее органов и их взаи- моотношения с населением.

По формам правления государства подразделяются на монар- хии и республики. Признаки монархии:

В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает пост по наследству независи- мо от избирателей или представительных органов власти.

Разновидности монархии:

Различают монархии:

29

Монархия была господствующей формой правления на про- тяжении тысячелетий. В настоящее время монархий осталось немного, почти все они парламентские. Правительство в них формируется парламентским большинством и подчинено парламенту,

а не монарху. Монархия сохраняется во многих европейских государствах: Великобритании, Швеции, Дании, Испании и др.Фактически эти государства мало отличаются от республик.

Республика — вторая основная форма правления государст- ва. Источник власти — народное большинство, ее высшие ор- ганы избираются гражданами.

Разновидности республик

Парламентская. Ее главная отличительная черта — обра- зование правительства на парламентской основе (как правило, парламентским большинством) и его формальная ответствен- ность перед парламентом.

Функции парламента: формирует и поддерживает пра- вительство, издает законы, принимаемые правительством к ис- полнению, утверждает (вотирует) государственный бюджет, осу- ществляет контроль над правительством вплоть до выражения вотума недоверия (это ведет к отставке правительства или рос- пуску парламента). Парламент оценивает политику правитель- ства и представляет альтернативные варианты курса.

Функции правительства: обладает исполнительной властью, иногда и правом законодательной инициативы. Правительство может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламен- та. Во многих странах членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата, что позволяет привлекать в правительство лидеров правящих партий и влиятельных депу- татов парламентского большинства. Благодаря этому правитель- ство может контролировать парламент и получать массовую пар- тийную поддержку.

При такой организации власти руководитель правительст- ва (премьер-министр, канцлер) — фактически первое лицо в по- литической иерархии, хотя главой государства официально не является. У президента более скромное место. Его избирает либо парламент, либо собрание выборщиков, либо народ. У не- го обычно представительские и церемониальные функции.

30

П резидентская республика — достаточно распространен- ная форма республиканского правления. Отличительная ее чер- та: президент одновременно является и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является главнокомандующим вооруженных сил. Чаще всего при такой форме правления президент избирается

прямо народом, но может и коллегией выборщиков. Президент сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров. Кабинет министров ответственен перед президентом, а не перед парламентом. При такой организации высшей власти правительство, как правило, отличается стабильностью, четко- стью разграничения законодательной и исполнительной власти, которые имеют значительную самостоятельность. У парламента нет права вынесения вотума недоверия правительству, а у пре- зидента — права распустить парламент. Такое допускается толь- ко в случае антиконституционных действий или преступлений президента, тогда он может быть отрешен от должности (импичмент). Ограничение действий президента со стороны парламента возможно с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент имеет право отлагательного вето на решения парламента. Президентская республика в Западной Европе не получила распространения.

Полупрезидентская (или смешанная) республика — тре- тья основная разновидность республики. В современных ус- ловиях полупрезидентскими республиками являются Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финляндия, Франция. Сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. При такой форме правления президент как глава государства председательствует на заседаниях правительства, а также выступает арбитром ме- жду законодателями и правительством. Самая отличительная черта полупрезидентской республики — двойная ответствен- ность правительства — перед президентом и перед парламентом.

Классический образец полупрезидентской республики — Франция, где президент и парламент избираются независимо друг от друга. В этой стране парламент не имеет права сместить президента. Президент обладает правом распустить парламент, но он обязательно должен назвать дату внеочередных парла- ментских выборов.

Функции президента: глава государства, верховный главно- командующий, представитель страны в международных воп- росах. Ему принадлежит право вето на решения парламен- та, единоличного введения чрезвычайного положения. Однако в период его действия президент утрачивает право на роспуск парламента. Глава правительства в такой республике назначает- ся президентом без согласия парламента, с учетом расклада по- литических сил. Правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, он ответственен за работу правительства.

31

Парламент контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета или вынесения вотума недоверия.