logo search

2. Российское государственное управление в конце XX — начале XXI в.

Новая российская государственность в 1991 —1993 гг. нахо- дилась в процессе становления.

Положенный в основу государственности принцип разделения властей не имел твердой законодательной основы, не было ба- ланса между законодательной и исполнительной властями.

Исполнительная власть, сосредоточенная в руках президен- та и правительства, постоянно встречала противодействие со стороны власти законодательной, представленной Съездом на- родных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР. Тре- ния особенно обострились в вопросах проведения экономиче- ской политики. Правительство выступало за более радикальные методы реформирования экономики, законодатели, обеспокоен- ные падением жизненного уровня населения, — за более осто- рожные реформы с упором на социальную защищенность.

444

После долгой борьбы с центром за более интенсивный курс экономических реформ российские власти после распада СССР

получили возможность воплотить свои радикальные идеи в жизнь. Однако сколько-нибудь проработанной программы экономических и политических преобразований демократическая оппозиция не смогла выработать, уделяя большее внимание критике, а не позитивному началу. В итоге план экономической реформы был обнародован только в конце октября 1991 г. Решительно отвергнув идею государственного регулирования рыночной экономики, «демократы» пошли на риск потери реальных рычагов управления экономической сферой. Несмотря на провозглашенные благие цели этих реформ стремление стабилизировать финансовое положение в стране, уменьшить ставший постоянным дефицит государственного бюджета, создать путем приватизации мощный класс собственников в государстве, запустить механизмы рыночной конкуренции, — реальные методы и механизмы для достижения таких целей не были продуманы, а радикализм, с которым реформы проводились, получил в итоге название «шоковой терапии».

Меры в области экономики включали:

либерализацию цен, снятие государственного контроля над политикой ценообразования, что в условиях дефицита, общего падения объемов производства и несовершенства новой рыночной модели в России привело к резкому подорожанию не только промышленных товаров, но и предметов первой необходимости, продуктов питания;

и убыточных предприятий. Однако ценная бумага, дававшая пра- во на часть государственной собственности — приватизационный чек (ваучер), — быстро обесценилась на реальном рынке. Мно- гочисленные махинации с ваучерами финансовых фондов, скупав- ших их за бесценок у населения, привели к перераспределению собственности в обществе и резкой социальной дифференциации.

Все это вызвало экономический кризис в государстве.

Разрыв сложившихся в бывшем СССР экономических связей из-за введения независимыми государствами своих валют, тамо- женных барьеров породил огромный кризис неплатежей. Мно- гие предприятия перерабатывающей промышленности лишились сырьевых источников, расположенных теперь на территории других государств.

Сильный рост цен, не учитывающих рыночную конъюнктуру, породил кризис сбыта. Даже в самых процветающих отраслях (газовой и нефтяной) убытки предприятии значительно превы- шали прибыли.

При отсутствии свободных оборотных средств у предприятий и развитой банковской системы в стране разразился кризис не- платежей. К 1 июня 1992 г. сумма взаимных неплатежей пред- приятий составляла свыше 2 трлн рублей. Правительство по- пыталось изменить ситуацию, предоставив предприятиям для взаиморасчетов дешевые государственные кредиты. Однако предприятия тратили полученные кредиты на выплату зарпла- ты своим работникам, что в конечном итоге только увеличива- ло денежную массу, находившуюся в обращении. Во второй половине 1992 г. среднемесячные темпы роста денежной массы повысились с 11,4 до 28%. Резкое падение курса рубля свело на нет попытки финансовой стабилизации экономики. За три квартала 1992 г. общий спад производства достиг 20%. При этом производство мяса и колбасных изделий сократилось почти на 30%, телевизоров, тканей, стиральных машин и других важных товаров широкого потребления — на 22—27%.

Криминализация экономики

446

Экономическая свобода дала возможность выйти на поверхность крупным мафиозным структурам, чьи капиталы накапливались в сфере «черного» рынка, а отмывались через зарегистрированные в законном порядке фирмы и предприятия. Резко возросло количество экономических преступлений, причем при отсутствии законодательной базы экономические преступления оставались безнаказанными (например, финансовые пирамиды типа МММ, банки, объявлявшие себя банкротами и переводившие деньги вкладчиков за границу).

Расхищение государственной собственности в процессе при- ватизации приняло чудовищный размах. Реальные доходы от приватизации государственной собственности оказались в десят- ки раз меньше ожидаемых. Огромные суммы, проплывшие ми- мо государственного бюджета, осели в карманах криминальных коммерсантов и не менее криминальных государственных чинов- ников, с чьего ведома совершались махинации с государствен- ной собственностью.

При резком дефиците инвестиций внутри страны из России ежегодно вывозится несколько миллиардов долларов.

Жесткий правительственный экономический курс вызвал оп- позицию правительству и привел в конечном итоге к конфликту между законодательной и исполнительной ветвями власти. На VII съезде народных депутатов РСФСР в декабре 1992 г. ситуа- ция настолько обострилась, что избежать конфликта стало возможным только при участии Конституционного суда РСФСР. Президент был вынужден отправить в отставку главу правитель- ства Е. Гайдара, его место занял более умеренно настроенный В. Черномырдин.

Новое правительство, приступая к экономическим реформам, старалось подчеркнуть, что оно начинает с нуля. Однако, по сути, новый курс явился продолжением старого курса времен перестрой- ки. Главными приоритетами экономической политики объявлялись укрепление рубля, финансовая стабилизация и борьба с инфля- цией, т. е. монетаристский подход к решению экономических про- блем. Относительно кризиса российской промышленности говори- лось только о намерении правительства снизить темпы падения производства, сдержать рост безработицы.

Социальный кризис

447

Социальная цена реформ была огромной. Только к концу 1992 г. реальные доходы населения сократились на 40%. В российских семьях основной статьей расхода стало питание: в среднем на питание тратилось до 60% всего семейного бюджета, а в семьях с детьми и пенсионерами — до 80%. Такой процент экономисты не фиксировали даже в тяжелые послевоенные годы. Всеобщее обнищание населения вызывало многочисленные забастовки и акты протеста, особенно работников бюджетной сферы. Летом—осенью 1992 г. президент издал указ о повышении заработной платы в бюджетной сфере. Была введена шкала из 18 разрядов в зависимости от квалификации, стажа работника, его образовательного уровня и т. д. Были повышены пенсии по старости и студенческие стипендии. Однако эти меры не, могли спасти ситуацию.

Непоправимый удар был нанесен по сферам образования, науки, культуры. Сокращение государственных дотаций в этих сферах резко снизило их уровень и вызвало массовый отток «мозгов» за границу. Из страны начался массовый отток науч- ных работников и деятелей культуры. Те же, кто оставался, теряли возможность нормально работать; сокращался выпуск «нерентабельной» научной литературы, падало качество образо- вания.

Конфронтация между законодательной и исполнительной вет- вями власти шла по двум основным вопросам: экономическому и политическому. В экономической сфере законодатели настаи- вали на проведении реформ с особым вниманием к социальной сфере, в политической — на придании парламенту реальных властных полномочии. Проблема, однако, заключалась в том, что парламент не отвечал за реализацию принятых им решений, а постоянное противодействие парламента правительственной политике просто парализовало властные структуры.

Парламент, имевший право вносить изменения и дополнения в действующую конституцию, предпринял ряд попыток законо- дательно ограничить сферу деятельности исполнительной власти и наделить самого себя неограниченными властными полномо- чиями, что нарушало баланс ветвей власти в государстве.

В такой ситуации отсутствие законодательного закрепления основ государственного строя делало чрезвычайно актуальным вопрос о новой конституции. На 11 апреля 1993 г. был назначен референдум об основных положениях новой конституции, но со- бравшийся в марте 1993 г. внеочередной Съезд народных депу- татов РСФСР отменил проведение референдума.

Путч 1993 г. был результатом затянувшегося конфликта ме- жду президентом и правительством, с одной стороны, и парла- ментом — с другой. Роспуск парламента президентом и воен- ное сопротивление парламентариев во главе с вице-президентом страны А. Руцким и председателем Верховного Совета РСФСР Р. Хасбулатовым (штурм телецентра «Останкино», расстрел из танков Белого дома повлекли за собой человеческие жертвы) в конечном итоге привели к усилению позиции президента.