logo search

Патриархальная теория

К наиболее известным представителям патриархальной тео- рии происхождения государства можно отнести Аристотеля (IV в. до н. э.), Филмера (XVIII в.), Михайловского (XIX в.) и других.

14

Согласно этой теории люди — существа коллективные, стре- мящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению

семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в резуль- тате объединения людей, а также увеличение числа семей при- водят в конечном счете к образованию государства.

Власть государя есть продолжение власти отца, «патриарха» в семье. Поскольку изначально признается божественное про- нс хождение власти «патриарха», подданные должны покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти не- допустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способ- на обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возмож- на, так как структура современной государственности возник- ла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые дей- ствительно вполне могли быть сравнимы со структурой перво- бытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех граж- дан страны.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают про- цесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются I категориями «государь», «подданные».