logo search

Реформа управления вооруженными силами

К середине 60-х гг. XX в. в Вооруженных силах СССР произош- ли серьезные изменения, обусловленные революцией в военном деле, возникли новые условия и задачи военного строительства. Назрела необходимость в очередной военной реформе, целью кото- рой стал решительный переход к профессиональной армии, сокра- щение вооруженных сил и расходов на оборону.

Однако военно-политическое руководство СССР в борьбе за мировое лидерство попыталось совместить идею профессиона- лизма с принципами строительства массовой многомиллионной армии. Юридическим выражением такого подхода к строитель- ству советских вооруженных сил стала новая редакция закона о всеобщей воинской обязанности, принятая Верховным Сове- том СССР 12 октября 1967 г.

Высшими государственными органами руководства обороной страны и строительством советских вооруженных сил в рассмат- риваемое время являлись Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, Совет министров СССР, Совет обо- роны СССР. Принципиальные вопросы военного строительства обсуждались в начале на Политбюро ЦК КПСС. Непосредствен- ное руководство Советской армией и Военно-морским флотом осуществляло Министерство обороны СССР.

427

В состав министерства обороны входили Генеральный штаб Вооруженных сил СССР, главные и центральные управления, а также другие органы. Виды вооруженных сил подчинялись со- ответствующим главнокомандующим, являющимся заместите- лями министра обороны. Руководство партийно-политической работой в войсках осуществляло Главное политическое управ- ление Советской армии и Военно-морского флота, работавшее на правах отдела ЦК КПСС. Пограничные войска подчиня- лись КГБ СССР через Главное управление пограничных войск.

Внутренние войска подчинялись МВД СССР через Главное управление внутренних войск.

В соответствии с Конституцией СССР всеобщая воинская обя- занность объявлялась законом, а воинская служба в рядах воору- женных сил — почетной обязанностью граждан СССР. При этом все мужчины — граждане СССР должны были в обязательном по- рядке проходить действительную военную службу.

Женщины в возрасте от 19 до 40 лет добровольно поступа- ли на военную службу. Однако в военное время по решению Со- вета министров СССР они могли быть призваны для несения вспомогательной или специальной службы. Таким образом, ос- новным способом комплектования советских вооруженных сил по-прежнему был обязательный призыв на военную службу.

В отличие от предшествовавшего закон 1967 г. установил, что все юноши допризывного и призывного возрастов должны проходить подготовку к службе в Вооруженных силах СССР в форме начальной военной подготовки или подготовки специа- листов. Существенно изменены положения, определявшие воз- раст лиц, призываемых на действительную военную службу.

Во-первых, был, установлен единый призывной возраст — 18 лет, и, во-вторых, зафиксирован предельный призывной воз- раст — 27 лет для лиц, получивших отсрочки или не призван- ных по иным причинам.

Принцип высшего партийного руководства советскими воору- женными силами, существовавший на протяжении многих деся- тилетий, лишал общество возможности через органы представи- тельной власти или средства массовой информации осуществлять эффективный контроль за расходами на оборону, выражать свое отношение к решениям, принимаемым партийно-государственной элитой, которая рассматривала армию как мощную опору своей власти. Все это в конечном счете вело к кризису военной систе- мы государства.