logo search
book_hr

Дайсаку Икэда. Из книги «Третий радужный мост»

Человеком в полном смысле этого слова может быть лишь тот, кто осознанно готов к общению с любыми людьми, проявляя в отношении их чувства любви и уважения вне зависимости от того, как складывались взаимоотношения в прошлом и какие чувства питает к тебе партнер. Несомненно, что в душе каждого человека уживается сложный клубок противоречий: любовь и ненависть и т. д. Если жить по принципу — злом отвечать на зло, то это приведет мир к хаосу и гибели.

В «Сутре Лотоса», которую святой Нитирэн почитал как одну из высших сутр, излагающих учение Будды, рассказывается о следующем эпизоде.

В далеком прошлом жил бодисатва74, которого звали Фуге, что означает «человек, который не относится пренебрежительно к другим». Этот бодисатва проповедовал, что любому человеку присуща святость Будды. Поэтому Фуге поклонялся людям. Последние же насмехались за это над бодисатвой и издевались над ним. Некоторые даже кидали в него камни и били палкой. Однако бодисатва неизменно проявлял уважение даже к тем людям, которые причиняли ему вред и также жестоко с ним обращались, и, несмотря ни на что, не отказывался от своих молитв.

В тексте «Сутры» проповедуется, что в лице бодисатвы Фуге в действительности предстает сам Будда в одном из прежних своих обликов. Тот факт, что в «Сутре Лотоса», описывается этот эпизод, свидетельствует о желании показать, каким должен быть в будущем Человек, исповедующий учение Будды. Однако я не хотел бы ограничиваться одним лишь изложением учения Будды. Я хотел бы на этом примере показать, каков должен быть подлинный облик Человека в широком смысле слова.

В Японии наиболее глубоко в дух «Сутры Лотоса» проник основоположник учения Нитирэн — святой Нитирэн, который учит, что самое главное в учении «Сутры Лотоса» выражено в эпизоде с бодисатвой Фуге, где дан истинный образ человека, каким его проповедует Будда.

В своих действиях человек чаще всего руководствуется условиями окружения и отношением к нему партнеров. Если партнер тебя ненавидит, то, со своей стороны, ты относишься к нему также с ненавистью. Нередко партнер, заподозрив, что ты испытываешь к чему враждебность, тоже начинает проявлять враждебность в отношении тебя.

Таким образом, человек, который руководствуется условиями, зависящими от партнера и окружения, или своими сумасбродными идеями, — это человек со слабой жизненной позицией. Сильным человеком можно назвать лишь того, кто способен преодолевать трудные условия и, не поддаваясь влиянию враждебного окружения, проявлять добросердечие и уважение к людям. Именно в этом заключена настоящая сила человека.

В конечном счете, отвечая на вопрос: «Что такое человек?», я думаю, можно сказать, что настоящий человек — это тот, кто несмотря на любые внешние условия и обстоятельства, субъективно сохраняет чувства доброжелательности и уважения по отношению к другим людям. В этом смысле война является самым крайним антиподом образа настоящего Человека.

Этические нормы издревле высоко ценились в любом цивилизованном обществе, будь оно восточным или западным. Китайская же цивилизация создала этическую систему, пронизывающую все сферы человеческой жизни, и, усилив ее путем воздеяния в религиозную догму, превратила ее в традицию. Это конфуцианство, суть которого в целом сводится к пяти основным постулатам — гуманность, справедливость, учтивость, мудрость, искренность.

<…>Конфуцианство, проповедует, что люди, которые следуют этим постулатам, пользуются уважением со стороны окружающих и вместе с тем заслуживают милость богов, могут прожить счастливую жизнь. Возможно, что нередко так оно и случалось. Но бывало и иначе. Достаточно вспомнить отца историографии» Древнего Китая Сыма Цяня. Знакомясь с жизнеописанием видных исторических деятелей Китая, он заметил, что не все, следовавшие пяти постулатам, были счастливы и, напротив, многие, не следовавшие этим принципам, прожили вполне благополучно.

Буддизм проповедует нормы повседневной жизни, аналогичные конфуцианским. Но так как он не ограничивается лишь нынешним существованием человека, а указывает на преемственность между прошлым и будущим и на цели кармической зависимости75 между ними, то это учение способно разрешить сомнения Сыма Цяня. По буддизму, счастье или несчастье человека находится в прямой зависимости от его поведения в прошлых существованиях. То есть даже если добрые дела, совершаемые в этой жизни, и не дадут сейчас результатов, эти результаты проявятся во время будущих перерождений человека.

В современном мире преобладает мнение, что при совершенствовании общества происходит и совершенствование самого человека.

Социализм развивается именно на этой основе. Тем не менее в обществе, которое именует себя свободным, манипуляция информацией и система управления проникают во все сферы деятельности.

Развитие психоанализа и психологии, а также использование средств массовой информации позволяют власть имущим с легкостью управлять душами людей.

<…>Позиция, в соответствии с которой благодаря изменению общества изменяется и человек, усиливает опасность того, что несознательные люди будут управляться волею других. Я говорю о такой опасности, исходя из того, что необходимой основой достоинства человека является его способность совершенствовать самого себя, следуя своей собственной воле. Опасность, таким образом, заключается в угрозе человеческому достоинству.

<…>Мне кажется, акцент нужно делать на развитие самосознания человека как субъекта, на самостоятельности мышления, которое стимулирует движение по восходящей — к самовоспитанию и самопреобразованию. В результате и произойдет совершенствование общества.

Не будет преувеличением сказать, что после развенчивания понятия «Бог» разрушилось мировоззрение, созданное основателями науки нового времени, и в современной науке осталась лишь логика материального мира. Особенность механистического мировоззрения заключается в том, что оно не создавалось как цельное мировоззрение. Оно формировалось в качестве предполагаемой гармоничной системы с Богом в центре, но когда из этой системы исключили Бога, то и само мировоззрение исчезло.

Если поставить вопрос о формировании нового мировоззрения, то где для этого искать основу? Я думаю, что эту основу следует искать в самом человеке, окружающем его мире живого. Мировоззрение, в центре которого находится бог или нечто ему подобное, ушло в прошлое. Вместе с тем в мире живого в человеческой жизни остается еще много неясного, хотя современная наука и строится на логике материального мира.

Если новое мировоззрение строить на принципе обращения внутрь человека, то такой подход безграничен, поскольку включает мир живого, растений, представляет собой открытую систему в отличие от закрытой системы механистического мировоззрения, замыкавшейся на собственной ограниченной логике. Для создания такой основы мировоззрения следует поощрять развитие взаимодействия всех форм человеческой деятельности, в том числе науки и религии.

Безусловный факт, что развитие науки открыло качественно новый этап в истории человечества… Однако перед человечеством много сложных проблем, которые не позволяют людям дать утвердительный ответ на вопрос: «Действительно ли счастлив человек?»

Почему это так? Можно назвать много причин. Например, сказать, что наука — своего рода «обоюдоострый меч», она ведет к дисбалансу в духовном мире человека, когда наукой чрезмерно увлекаются.

Здесь, как мне кажется, также не следует упускать из виду, что развитие науки, которое ведет к расширению познания внешнего мира, обязательно должно вести и к развитию духовных интересов личности. Это, к сожалению, не так. Видимо, еще не найдены достаточные средства для проникновения во внутренний мир человека, потому что на глубокое изучение внутренней жизни человека не обращается столько внимания, как на научно-техническое развитие, и эти вопросы к тому же не решаются во взаимосвязи.

<…>Мне кажется, существует острая необходимость активизировать стремление к обогащению духовного мира человека. Вероятно, параллельно с процессом обучения, когда прививается любовь к знаниям, должен идти процесс обогащения духовного мира человека [6. С. 40 — 41, 44, 56 — 57, 140 — 141, 144 — 145, 176].