logo search

3. Особенности государственного управления в россии во второй половине XVIII в.

Общество и власть при Екатерине II.

Политика «просвещенного абсолютизма»

Во второй половине XVIII в. в экономике России появляют- ся черты кризиса и разложения феодального способа произвол- ства.

Признаки разложения феодального строя в экономиче- ской сфере:

• Утрата замкнутости феодального хозяйства.

• Создание рынка наемной рабочей силы.

• Развитие отходничества и уход крестьянина в города на не- земледельческие заработки являются признаком приспособления крестьянства к новым товарно-денежным отношениям.

• Появление купцов промышленников, организаторов произ- водства путем снабжения сырьем ремесленников.

В России во второй половине XVIII в. происходит определен- ная модернизация политической и экономической жизни, свя- занная с политикой просвещенного абсолютизма. Основная цель этой политики — приспособление феодальной абсолютной мо- нархии к новым (капиталистическим) отношениям, начинающим преобладать в обществе.

Во главе государства, считали сторонники просвещенного абсолютизма, должен стоять просвещенный монарх, основная задача которого — создание царства разума, т. е. общества,

190

основанного на буржуазных ценностях: гражданское равенство, свобода личности и ее хозяйственной деятельности, неприкос- новенность частной собственности и т. д. Именно таким монар- хом стремилась стать Екатерина II, с правлением которой тра- диционно связывают политику просвещенного абсолютизма в России.

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится муж Екатерины — Петр III (1728—1762). Во время его недолгого правления важнейшим стал указ «О вольности дворянской» от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упраздне- на ведавшая политическими преступлениями Тайная канцеля- рия, внушавшая страх населению.

Однако эти меры не смогли принести Петру III популярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завое- ваний в Семилетней войне; подготовка к войне с Данией в интересах Голштинии, огромное прусское и голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обы- чаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежитель- ное отношение к гвардии. В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои надежды с именем Екатерины, которая, хотя и была немкой по происхождению, прекрасно понимала, что русская императрица должна думать прежде всего об интересах России.

Болезнь Елизаветы заставила Екатерину задуматься о своем положении при дворе. В случае смерти императрицы Екатерину ждала незавидная участь: Петр стремился разорвать брак, чтобы иметь возможность жениться на своей фаворитке Воронцовой, а Екатерину наверняка ждал монастырь. В этот период она сбли- зилась с канцлером графом А.П. Бестужевым-Рюминым, который также не был заинтересован в царствовании Петра. Канцлер предложил Екатерине план провозглашения ее соправительницей мужа. Но соправительство не устроило Екатерину. «Или умру, или буду царствовать», — писала она.

Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помог- ли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей Екатерины II сплотилась группа заговорщиков — в основном гвардейских офицеров. Особенно активными были фаворит Екатерины Григорий Орлов (1734—1783) и его брат Алексей (1737—1808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где

191

в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объяви Метра III низложенным. 29 июня он был взят под страж а н июле убит при неясных обстоятельствах. В сентября 1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.

Царствование Екатерины можно условно разделить на тр периода. Пограничной чертой между ними будут служить кре стьянская война под предводительством Е. Пугачева и Велика французская революция, начавшаяся в 1789 г.

1 «Просвещенный абсолютизм» — период увлечения Ека терины идеями просвещения, период реформ, обусловленных за- ботой об общественном благе, попыток унификации и улучше ния законодательства.

2 «Охранительный абсолютизм» — период продолжения внутренних реформ, но в ином ключе: усиление государствен- ного контроля над порядком, охранительные задачи, соблюденив «тишины» в государстве.

3 «Просвещенный деспотизм» — период строгой цензуры, карательные меры против вольнодумия, конфискации «вредной» литературы и преследования критически мыслящих просвети- телей.

Первые годы правления императрица посвятила укреплению своей власти, подбору доверенных лиц, изучению положения) дел в государстве, а также более основательному знакомству с Россией. Она предприняла ряд поездок по стране с цельюЯ ознакомления с ситуацией: в 1763 г. — в Ростов и Ярославль, в 1764 г. — в Прибалтику, в 1765 г. — по Ладожскому канаЯ лу, в 1767 г. — по Волге от Твери до Симбирска. Екатерина прекрасно понимала, что получает в управление не совсем бла- гополучную страну.

Финансы были запутаны, казна пуста. При подсчете доходов, сделанном но требованию императрицы, к 16 млн рублей «на шлось» еще 12 млн рублей, которые совершенно не учитывались правительствующим Сенатом. Практически все отрасли торгов- ли, а также таможни были отданы на откуп частным монопо- лиям. Мизерные суммы, уплачиваемые за откуп, не шли ни в какое сравнение с реальными доходами откупщиков. Казенные заводы при Елизавете были переданы в руки ее царедворцам, а доходы с них шли мимо казны.

В судебной системе царило взяточничество, законов было множество, но они не исполнялись. Тюрьмы были забиты заключенными: в момент коронации Екатерины их насчитывалось свыше 8 тыс. человек.

192

Не было порядка в центральном и местном управлении. Рас- поряжения Сената если и исполнялись, то не сразу. Назначая Воевод в города империи, Сенат даже не имел полного перечня 9тих городов. Воеводское правление на местах вызывало всеоб- щее недовольство населения: не получая жалованья из опус- тевшей казны, воеводы и их канцелярия существовали за счет взяток.

Считая себя ученицей французских философов, Екатерина II стремилась с помощью преобразований устранить элементы «варварства» из жизни страны, сделать русское общество более «просвещенным», близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его социаль- ную базу — дворянство.

Первые предпринятые ею шаги преследовали цели решения самых необходимых вопросов в государстве:

Для выработки плана дальнейших преобразований Екатерина обратилась к обширной литературе просветительского направ- ления. Идеи просветителей состояли в следующем:

Теория «естественного права». Все люди от природы свободны, равны, они имеют равные, естественные права, данные им от природы. Эти права неотъемлемы. Однако человечество нарушило эти естественные законы. Вернуться к ним можно только путем просвещения народа. Роль правителя. Один из путей достижения целей просвещения — через мудрого монарха на троне. Пользуясь своей властью, монарх может побиться просвещения общества и праведливости. Просвещение народа. Только просвещенное общество может установить справедли вые и гуманные законы. Если темным людям дать свободу, это

193

приведет к анархии. Следовательно, народ нужно сначала про- светить.

Главенство законов и разделение властей.

Благополучие государства зависит от главенства законов. Для того чтобы избежать деспотизма одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), эти власти в государстве должны быть разделены и уравновешены.

Следуя идеям просветителей, Екатерина II осуществила ряд мер. Было запрещено покупать крестьян для промышленных предприятий, объявлена свобода организации промышленного! дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало включению во внутрен- нюю торговлю новых земель, присоединенных к Российскому государству в годы царствования Екатерины И: некоторых облас- тей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, при- азовских, кубанских степей, Крыма.

Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы образования: создавались воспитательные дома, инсти- туты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губернских и уездных народных училищ был провозглашен; принцип бессословного обучения.

Наряду с подобными прогрессивными мероприятиями, объек- тивно способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит усиление крепостничества. Уже в Манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем причины переворота, определена одна из основных целей внутренней политики Екатерины II всемерно заботиться о помещиках и держать в повиновении кре- стьян. В 60-е гг. XVIII в., когда императрица на словах еще выступала за идею освобождения крестьян, крепостным было запреще но жаловаться на барина, а помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопас ных очагов было ликвидировано казачье самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов.

Однако, стремясь поддержать свою репутацию «просвещенного монарха», Екатерина II не могла допустить полного превращения крепостных крестьян в рабов: они продолжали считаться податным сословием, могли обращаться в суд и могли быть в нем свидетелями, правда, с согласия помещика, записываться в купцы, заниматься откупами и т. д. Заботясь о просвещении, Екатерина в 1769 г. стала выпускать сатирический журнал «Всякая всячина», где критиковались человеческие пороки и суеверия. Оппонентом императрицы

194

выступил на страницах своих журналов «Прутень» и «Живопи- сец» русский просветитель Н.И. Новиков. Новиков противопос- тавил Екатерининой критике пороков человечества критику кре- постничества. «Трутень» выходил с характерным эпиграфом «Они работают, а вы их труд ядите». За полемикой Екатерины и Новикова следила не только российская общественность, но и западноевропейская.

В последние годы своего правления под влиянием крестьян- ской войны под предводительством Е. Пугачева (1773—1775), и особенно Великой французской революции (1789—1794), Ека- терина II постепенно отходит от просвещенного абсолютизма.

Падение французской монархии заставило ее отказаться от политики просвещенного абсолютизма в России. Стремясь предотвратить проникновение в страну всякого вольномыслия с революционными последствиями, правительство ввело строгую цензуру, контроль за литературой, поступавшей из-за границы, конфискацию изданий французских просветителей.

Просветитель Н.И. Новиков был заточен на 15 лет в Шлис- сельбургскую крепость. А.Н. Радищев, автор книги «Путе- шествие из Петербурга в Москву», был приговорен к смертной казни, замененной впоследствии ссылкой в Сибирь.

Началось преследование передовых идей, способных привести к изменению существующего порядка, чего императрица стре- мится избежать любой ценой. Однако основы жизни общества, заложенные политикой просвещенного абсолютизма, оставались практически без изменений до самой смерти Екатерины II.

Одной из характерных, существенных черт политики просве- щенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение систе- мы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в Манифесте 6 июля 1762 г., осу- ществление ее было начато с преобразования Сената.