logo search

Дворянское самоуправление

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась, прежде всего, на дворянство, и уже в первые годы ее правле- ния закладываются основы самоуправления этого сословия. При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в комиссию и на случай каких-либо других требований со стороны верхов- ной власти.

Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив пра- ва юридического лица уездному дворянскому собранию. Жало- ванная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия.

Жалованная грамота дворянству подтверждала:

Дворяне каждой губернии организовывались в дворянское общество, органом которого становилось дворянское собрание, собиравшееся один раз в три года. Избранным мог быть только тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год. Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего возраста и имевшие офицерский чин. Помимо выборов должно- стных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также проблемы, связанные с сословной дис- циплиной.

199

Дворянское собрание избирало из своего состава предво- дителя дворянства и капитана-исправника (дворяне могли Путем занятия этих должностей участвовать в местном управ лении). Оно имело также право обращаться к губернатора также к Сенату и императрице лично с предложениями о свс их нуждах.

Городское самоуправление

В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды го родам Российской империи, позже получившая название Жа- лованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комис сии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности Риги. В основе этих уставов было заложе- но магдебургское (по названию города в Германии), или немец- кое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.

В городах учреждалось городское общество, названное ме- щанством и состоявшее из купцов и промышленников разного рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству, или городскому обществу, предоставлялись права на промыслы, с исключением иногородних, право распоряжения общественным имуществом, право собираться по приказанию и дозволению начальника губернии для выборов из своей среды должностных лиц и выслушивания предложений начальства. Из выбранных лиц составлялся магистрат, которому поручалась защита город- ских жителей от неправильных служб и тягостей, т. е. с финан- совым интересом, а также охрана города. Для охраны беспомощ- ных членов городского общества (малолетних сирот и вдов) из выбранных лиц учреждалось особое присутственное место — сиротский суд, которому, а не самому обществу, поручалось по- печение о них.

Городские жители были разделены.:

1 на городовых обывателей вообще или таких лиц, кото- рые имеют в городе недвижимое имущество и к которым причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в го- роде таким имуществом и не записанных в городскую обыва- тельскую книгу;

2 на купцов трех гильдий;

3 на цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и уче- ников;

200

4 на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в го- родскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских (т. е. свойственных городским жи- телям) упражнений;

5 на именитых граждан, а в числе их на заслуженных лиц городского общества; ученых, художников, архитекторов, живо- писцев, скульпторов, музыкантов; капиталистов, объявивших за собою капитала на 50 тыс. рублей и более; банкиров, которые I занимаются переводом денег и объявят капитал от 100 до 200 тыс.; оптовых торговцев, не имеющих лавок (т. е. не зани- мающихся розничным торгом); кораблехозяев, отправляющих собственные корабли за море;

6 на посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причис- ленных к другим категориям граждан.

Все эти звания не были, безусловно, наследственными; их со- хранение зависело от ежегодного взноса известной подати, за- нятия, состояния и образования.

В городе согласно жалованной грамоте действовали следую- щие должностные лица и учреждения: городничий, городовой магистрат и при нем городовой сиротский суд и словесный суд. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.

Обязанности городничего были следующие: охрана общест- венной тишины и порядка; надзор за исполнением закона и ис- полнение предписаний всех судебных учреждений, принятие мер против эпидемий, функции пожарной полиции, заботы о го- родских путях сообщения; отвод войскам квартир, пастбищ, при- зрение бедных и пресечение нищенства; надзор за мерами и ве- сами, который городничий осуществлял совместно с городовым магистратом; производство административного дознания; пре- следование шаек воров и беглых крестьян в городе, причем обыватели обязаны ему в этом случае помогать; восстановление порядка в случае открытого неповиновения властям со стороны целого общества. В распоряжении городничего находилось «отчасти» войско, так называемые «штатные команды», которые несут в городах караульную службу в присутственных местах. Во всех делах, касавшихся купца или мещанина, городничий обязан был приглашать к себе члена городского магистрата, избранного специально для этой цели.

201

Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову

и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую ду- му. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказаться от исполнения городских долж- ностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в Шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством го- родского головы.

Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, вы- полнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т. е. была исполнительным органом го- родского самоуправления. В ведении думы были 8 направлений деятельности:

1 прокормление и содержание городских жителей;

2 предотвращение ссор и тяжб города с окрестными города- ми и селениями;

3 сохранение в городе мира, тишины и согласия;

4 наблюдение порядка и благочиния;

5 обеспечение города привозом необходимых припасов;

6 охрана городских зданий, заведение нужных городу пло- щадей, пристаней, амбаров, магазинов;

7 приращение городских доходов;

7 разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гиль- диям.

Надзор за городским самоуправлением осуществлял губер- натор, к которому Шестигласная дума могла обращаться за по- мощью.

8 апреля 1782 г. был утвержден «Устав благочиния или по- лицейский», регламентировавший устройство городской по- лиции, которая действовала отдельно от уездной. Городскую полицию возглавлял полицмейстер или обер-комендант. Город, в котором было более 4000 дворов, делился на части из 300— 500 дворов во главе с частным приставом; части делились на кварталы по 50—100 дворов во главе с квартальным надзира- телем.