logo search

Боярская дума

Боярская дума составляла круг ближайших советников и сподвижников царя. Боярство в XVI—XVII вв. было высшим чином, которым государь «жаловал» своих ближайших помощ- ников. Однако он никогда не жаловал в боярский чин людей «худородных». Существовало несколько десятков знатных фами- лий, преимущественно княжеских, члены которых «бывали в боярах».

Вторым чином в Думе, также жалованным царем, был околь- ничий.

Эти два первых думских чина пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, и лишь в XVII в. известны единичные случаи пожалования в боярство людей из среднего служилого слоя (например, Матвеева или Ордин-Нащокина при царе Алексее Михайловиче).

Число бояр и окольничих было невелико, оно редко превы- шало 50 человек. Кроме аристократов в Думу входило несколь- ко думных дворян и три или четыре думных дьяка, секретаря и докладчика Думы.

119

Постепенно Боярская дума получает точно оформленную ор- ганизацию и в отношении личного состава — думное сидение

делается специальной повинностью высших слоев служилого класса. Права и полномочия Думы не были определены специальными законами. Широкая сфера ее компетенции исходила из обычаев или воли государя. Дума обсуждала обширный круг дел судебных и административных, но в основном, по мнению В.О. Ключевского, это было законодательное учреждение. Законодательное значение Думы было даже утверждено Судебником 1550 г. Статья 98 Судебника гласила: «...а которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те делав сем Судебнике приписывати».

Обычная вводная формула новых законов, как отмечалось, гласила: «Государь указал, и бояре приговорили». Однако нуж- но иметь в виду, что такой порядок законодательства не был формально обязательным для государя. Иногда он решал дела и издавал распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично. Иногда он обсуждал и решал их с небольшим кругом советников — так называемой ближней, или комнатной, Думой.

В общее собрание Думы дела поступали или по указу госуда- ря, или по докладам из приказов. Согласно Уложению 1649 г. Дума являлась высшей судебной инстанцией для тех дел, которые не могли быть разрешены в приказах.

На заседаниях Думы иногда присутствовал сам царь (такие заседания назывались «сидением царя с боярами о делах»), ино- гда Дума решала дела по указу и полномочию государя в его отсутствие. Для решения особо важных дел собиралось объеди- ненное заседание Думы и Освященного собора, состоявшего из представителей высшего духовенства.

По мере надобности из общего состава Думы выделялись осо- бые комиссии — ответные (для переговоров с иностранными послами), уложенная (для составления проекта нового Уложе- ния), судная и расправная. В конце XVII в. расправная пала- та превратилась в постоянно действующее учреждение.

Служба бояр, окольничих и думных людей не ограничивалась их сидением в Думе. Они назначались послами в зарубежные страны, начальниками (судьями) важнейших приказов, полко- выми воеводами и городовыми воеводами в большие и важные города.

120

Боярской думе подчинялись все приказы и все местное управ- ление, она руководила армией, вела все земельные дела, про- водила переговоры с иностранными послами. После принятия

Иваном Грозным титула царя в Боярской думе появилась «ком- ната» — «ближняя Дума», состоявшая из нескольких наиболее верных царю людей, вместе с царем решавших важнейшие го- сударственные дела.

В.О. Ключевский в своей работе «Сказания иностранцев о Московском государстве» так анализировал властный меха- низм Московского царства:

«Во главе управления стоял государь со своей Думой. Думу составляли думные бояре, отличавшиеся этим от простых бояр, которые хотя также назывались советниками государя, но по- лучали это звание больше, как почетный титул, ибо на общий совет их приглашали редко или совсем не приглашали. Кроме думных бояр в Думе присутствовали думные дьяки или государ- ственные секретари. Как те, так и другие, получали свое зва- ние по воле государя. Дума была высшим законодательным, ад- министративным и судебным местом. Отсюда исходил всякий новый закон или государственное постановление. Здесь с утвер- ждения государя определялись известные лица на правительст- венные должности и решались важнейшие судебные дела.

С X и до XVIII века Боярская дума стояла во главе древнерус- ской администрации, была маховым колесом, приводившим в движение весь правительственный механизм, она же боль- шею частью и создавала этот механизм, законодательствова- ла, регулировала все отношения, давала ответы на вопросы, обращенные к правительству. В период наиболее напряженной своей деятельности, с половины XV и до конца XVII века, это учреждение было творцом сложного и во многих отношениях величественного государственного порядка, установившегося на огромном пространстве Московской Руси, того порядка, ко- торый только и сделал возможным смелое внешние и внутрен- ние предприятия Петра, дал необходимые для того средства, людей и самые идеи.

Под Думой, как высшим правительственным местом, стояли приказы, ведавшие отдельные отрасли государственного управ- ления.

По известиям XVI века, дела по этому управлению распре- делялись между 4 главными приказами, или четями. Эти при- казы были: Посольский, Разрядный, Поместный и Казанский... Вообще трудно составить себе не только по иностранным, но и по отечественным известиям ясное понятие об устройстве и ходе управления посредством приказов именно потому, что ве- домства не были точно разграничены и определены по из- вестным началам; чем далее, тем более будут эти приказы

121

размножаться и обособляться вследствие усложнения прави- тельственного дела и вместе с тем вследствие того же более и более будет оказываться несостоятельность служилых людей в деле управления, более и более будет чувствоваться нужда в людях иного рода, которые умели бы владеть не мечом, а пе- ром, и сначала XVI века одновременно с известиями о прика- зах встречаем известия об усиления значения дьяков.

Они имели важное значение в Думе государя, они заправля- ли ходом дел в приказах, они же отправлялись вместе с намест- никами по областям и заведовали там всеми государственными делами, были представителями государственного начала в облас- тях, потому что наместники, служилые люди, оказались теперь непригодны и непривычны к правительственному делу при его новом значении, при новых чисто государственных потреб- ностях, и этим наместникам предоставили ведать только свой частные интересы кормления.

Для управления областями назначались царем известные ли- ца, по одному или по два в каждую область, которые должны были во всех делах обращаться к управляющему той чети, в ко- торой числилась известная область. Наместник отправлялся в назначенную ему область с одним или двумя дьяками, кото- рые заведовали всеми приказными делами по управлении обла- стью. Областные правители и дьяки назначались по царскому указу и через год обыкновенно сменялись».

Приказы

Непосредственно управление страной с конца XV в. осуществ- ляли дьяки (от греч. диаконос — служитель церкви). С середины XVI в. «избы-канцелярии» были преобразованы в постоянно дейст вующие государственные учреждения — приказы. Самым старым приказом, впервые упоминаемым в 1512 г., был Казенный приказ, возглавляемый казначеем (печатником) — хранителем «большой государственной печати». Казенный приказ ведал дипломатическими отношениями государства, поместными, ямскими и холопьими делами. В начале XVI в. у казначея появились помощники — поместный, ямской и посольский дьяки.

В Боярской думе была создана Посольская изба. Позднее, с увеличением объема работ, были образованы Поместный, Ямской и Холопий приказы. В 1533 г. начал работать Приказ большого прихода, ведавший сбором налогов и таможенных пошлин. В 1549 г. Посольская изба была преобразована в Посольский приказ.

122

Территория государства разрасталась, возникали новые по- требности, и царь распределял по приказам новые дела так, как ему казалось удобнее в данный момент: приказы разъединяли и соединяли, создавали для новых задач новые приказы или по- ручали их выполнение какому-нибудь старому приказу.

Так как приказы появлялись постепенно, по мере надобности, с усложнением административных задач, распределение прави- тельственных дел между ними было чрезвычайно запутанным. Одни приказы занимались государственными делами на всей территории, другие — только в отдельных областях, третьи — управляли отдельными отраслями дворцового хозяйства, четвер- тые — небольшими отдельными предприятиями. По подсчетам В.О. Ключевского, было до 15 приказов по военному управлению, не менее 10 по государственному хозяйству, до 13 по дворцовому ведомству и 12 приказов «в сфере внутреннего благоустройства и благочиния». Важнейшими приказами общегосударственного значения были следующие: Посольский приказ, ведавший внешними сношениями; Поместный приказ, занимавшийся служилым землевладением; Разрядный приказ, ведавший военным деломи назначением командного состава; Разбойный приказ, расследовавший важнейшие уголовные дела по всему государству. Действовало несколько судных приказов, а также были Прика- зы большой казны и Приказ большого прихода. Важнейшими территориальными приказами считались Малороссийский, Си- бирский и дворцы Казанский, Новгородский, Тверской.Практическая деятельность по управлению территориями распределяется между четями — областными приказами, причем территория каждой чети слагалась из совокупности отдельных населенных пунктов, разбросанных по разным областям государства. Ведомство четей было по преимуществу финансовым учреждением.

Начальниками (судьями) главнейших приказов были обычно бояре и думные люди. С ними в приказах сидели дьяки (секре- тари) и подьячие (писцы). Второстепенными приказами управ- ляли дворяне с дьяками или одни дьяки. Главными деятелями приказного управления являлись, конечно, дьяки, так как аристократические начальники приказов едва ли могли разбираться в том огромном количестве дел, которыми были завалены все приказы. Со всех концов Московского государства в приказы стекались отписки городовых приказных людей. Их привозили или нарочные гонцы, если дело было важное, или случайные

123

попутчики, Подьячие, принимая отписки и другие документы,

КЛаЛИ их на стол перед судьей и дьяками. Дьяк читал отписку с судим, поговорив с ним, делал на ней резолюцию (помету) и раздавал отписки подьячим по столам.

Деление приказов на столы и количество столов в разных приказах было различно. Одни отписки следовало принять к све- дению — на них дьяк помечал: «чтена, в столп», т. е. подклеить в столбец к другим документам; или: «деньги принять, а отпис- ка в столп» и т. п. На другие отписки следовало отвечать, давая городовым приказным указания и предписания. На таких отпис- ках дьяк помечал, иногда подробно, но всегда сжато, свою резо- люцию. Старший подьячий, получив помеченную отписку, пе- редавал ее одному из младших и давал указания, как составить отпуск. Младший подъячий справлялся в старых отпусках, т. е. в прежних делах, и по известному шаблону составлял грамоту, включая в нее помету дьяка.

Под наблюдением старшего подьячего и за его справой млад- шие подьячие изготовляли доклад, который или заслушивался в приказе, или докладывался государю.

Приказ помещался обыкновенно в просторной избе из 2—3 срубов. Изба отапливалась глиняными печами, а двери и слю- дяные окна для тепла были обиты сукном и войлоком. Простые сосновые столы и скамейки составляли всю обстановку прика- за. Дела хранились в лубяных и осиновых коробьях. Горница, где сидели судьи и дьяки, была обставлена лучше. Просители ждали своей очереди в сенях или на крыльце.

В XVI—XVII вв. не было постоянных контролирующих уч- реждений. Контроль за деятельностью приказов осуществлялся с помощью доносов, жалоб пострадавших и обиженных. Внут- ренний контроль в приказах не был предусмотрен определенны- ми правилами и всецело зависел от служебного усердия судей и дьяков.

Земский собор

В XVI в. в России возник принципиально новый орган госу- дарственного управления — земский собор.

124

В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Ос- вященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечест- во), а иногда — государственных крестьян. Земский собор как

представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не из- бирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым по- ложением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Были случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

125

В земском соборе значительную роль играли дворяне (глав- ное служилое сословие, основа войска) и торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело ре- шение денежных проблем для обеспечения средствами государ- ственных нужд, прежде всего оборонных и военных. В качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть исполнителями этого решения. В период Смутного времени начала XVII в. соборное представи- тельство было только выборным, а постоянными членами его являлись представители служилого и посадского населения. Свободное крестьянство, которое образовывало с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было также представлено на соборах, но крепостные крестьяне в них не участвовали. На земских соборах обсуждение вопроса проходило по чинам и по группам. Обсудив вопрос, выборные люди подавали в груп- пы свои письменные мнения так называемые сказки. Регулярность и продолжительность заседаний земских соборов не были регламентированы и зависели от обстоятельстви важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся приговор, принимаемый всем составом собора. Таким образом, правительство имело возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения. Но

в целом сопор действовал в тесной связи с царской властью Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриар- ших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — Золотой палате или Столовой избе.

Кроме названия «Земский собор», это представительное уч- реждение имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и во- шел в историю как Собор примирения. Причина его созыва — восстание в Москве в 1547 г. и необходимость примирения про- тиворечий между боярством и дворянством.

На основе документов историки насчитывают в XVI—XVII вв. около 50 земских соборов. Все они условно делятся на четыре группы: созванные царем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; со- боры, на которых избирались цари.

Преобладала первая группа соборов. Собор 1549 г. относит- ся ко второй группе, так как он был созван по требованию сословий. Собор 1598 г. избрал на царство Бориса Годунова, 1613 г. — Михаила Романова.

Наиболее сложную и представительную структуру в XVI в. имели Стоглавый собор 1551 г. и Собор 1566 г.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван цер- ковный собор, получивший название Стоглавого, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Собор регламен- тировал церковное искусство, правила жизни духовенства, со- ставил и утвердил список общерусских святых. Самым спорным вопросом оказался вопрос о церковном землевладении. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировались пять курий, объединяв- ших разные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решался во- прос о войне с Литвой и Польшей.

Суммируя компетенцию земских соборов, можно конста- тировать, что на земских соборах рассматривались во- просы: избрания на царство; войны, и мира; принятия новых нормативных актов; налогообложения.

126